Вехи. Патроны Nitro Express

Во время перехода от чёрного пороха к малодымному, а затем, позднее, к бездымному пороху находчивые предприниматели создали множество патронов, большая часть которых и до сих пор продолжает успешно использоваться охотниками. Немецкий журнал DWJ поподробнее рассмотрел эти ключевые разработки

Незадолго до начала ХХ столетия для охоты применялись очень тяжёлые и неудобные при удержании ружья, с патронами для которых в качестве заряда требовалось громадное количество чёрного пороха. Так как его энергетика была ограничена, то для получения необходимой кинетической энергии оставалась только наращивать массу пули. Это было необходимо, чтобы иметь возможность добывать на охоте таких мощных, крепкие на рану животных, как буйвол, бегемот, носорог и слон. При этом на выходе у оружейников получались настоящие кабинетные гаубицы с гладкими стволами 4, 3 или даже 2-го калибра. Наглядно эти калибры можно представить так: взять английский фунт свинца (453,5 г), разделить его на четыре, три или, соответственно, две одинаковых части и сформировать из них шар, диаметр которого и будет соответствует указанному калибру ствола.

Ещё в 1860-х годах британский производитель оружия Purdey применял для заряжания малодымный нитроглицериновый порох (Cordite или Axite) и при этом достигал внушительной дульной скорости 480 м/с. Слово Express для боеприпасов начало применяться после высказывания Джеймса Пёрде-младшего (James Purdey the Younger), в котором он сравнил скорость пули такого патрона с движением поезда-экспресса. После появления «экспрессов» в Англии строго следили за тем, чтобы обозначение Express Rifle могло иметь только оружие, обладающее определёнными свойствами. Затем после перехода на нитропороха появилось понятие Nitro Express, и оно сохранилось до сегодняшнего дня, несмотря на то, что благодаря современным порохам и уменьшению калибра, стало возможным достиичь начальной скорости пули 1000 м/с и больше.

XIX век принёс скорость

После того как в 1898 г. Джон Ригби (John Rigby) вышел на рынок с малокалиберным, по понятиям того времени, патроном .450 Nitro Express 3 1/4«, его победное шествие было не остановить. Обозначение говорит нам, что длина гильзы составляет 3,25 дюйма (82,55 мм), а пуля имеет калибр .45 (11,43 мм). Поскольку к этому времени уже применялись кордитные пороха, их использование позволяло придать метаемому снаряду начальную скорость вплоть до 655 м/с. Сегодня такие патроны стали бы обозначать как Ultra-Magnum.

Слева направо: патроны .450 Nitro Express, .450 Nitro Express No. 2, а также .500/.450 Nitro Express.

По сравнению с крупнокалиберными ружьями, из которых стреляли тяжёлыми свинцовыми пулями, приводимыми в движение дымным (чёрным) порохом, разработка патрона .450 Nitro Express разработки Ригби оказалась удачным шагом. Теперь стало возможным производить значительно более удобные в использовании и, прежде всего, намного более лёгкие винтовки, которые к тому же ещё стреляли более эффективными патронами.

Чтобы достигнуть нужной энергии пули часто применялись очень длинные, подчас слишком длинные, стволы вплоть до 700 мм. Но только немногие производители приводили во внешнебаллистических данных патронов соответствующие длины стволов. Сегодня для удобства управления оружием изготавливают стволы с длиной 600 или 610 мм, более ранний стандартный размер составлял 26 дюймов (660 мм). Для некоторых малокалиберных патронов с давних пор существует «установка» на длины стволов 550 мм.

Изменившиеся требования

Отзывы охотников, которые применяли патроны, снаряжённые в Англии, во влажных тропических джунглях Индии, обнаружили заклинивание гильз из-за повышенного давления пороховых газов. После воспламенения патрона давление так сильно выдавливало капсюль из гильзы, что оружие с откидывающимися стволами больше не удавалось открыть, а для охотника это зачастую влекло фатальные последствия. Производители учли эту проблему и улучшили основные версии патронов, которые стали обозначаться, как 2-й вариант (также No. 2). Однако обозначение No. 2 не давало понимания о том, какие изменения внесены в конструкцию боеприпаса. Фирма Jeffery начала с того, что усилила дно и толщину стенок гильзы патрона .450 Nitro Express. Чтобы снизить давление пороховых газов, гильза должна быть увеличена. Для этого из слегка конической гильзы она превратилась в гильзу бутылочной формы. В среднем, давление патрона No. 2 было примерно на 100 бар ниже. Фирма Eley взяла за основу эти сведения при производстве таких патронов.

Существует множество компонентов для переснаряжения патронов .500 Nitro Express.

Для основных версий патронов было создано три варианта снаряжения: один для Англии, один для Африки (пороховой заряд уменьшен примерно на 5 гран) и один для Индии (заряд уменьшен приблизительно на 10 гран). Однако все эти начинания проблему не решили. К тому же в 1907 г. в Индии и Судане калибр .45 был запрещён колониальными властями, поскольку возникло опасение, что местные повстанцы могли вновь начать использовать устаревшие на тот момент ружья .577/.450-Henry-Martini, используя охотничьи патроны этого калибра. Впоследствии это решение было пересмотрено. Тем не менее промышленность отреагировала очень быстро, представив на рынке патроны новых калибров и предназначенные под них ружья. Все эти калибры «обосновались» в англо-американской зоне, и основой для обозначений стала дюймовая, а не метрическая система измерений, о чём необходимо помнить.

Запрет калибра .45 одарил охотников на крупную дичь и коллекционеров боеприпасов большим числом новых патронов, которые даже 100 лет спустя замечательно несут службу в тропических зарослях. Основной рецепт был простым: патроны должны обеспечивать снаряду кинетическую энергию 4390 фунто-футов (6680 Дж).

Фирме Rigby это удалось при помощи пули массой 480 гран (31,1 г), которая вылетает из ствола с начальной скоростью 2150 футов/сек (655 м/с).

Таким образом, для достижения такого значения кинетической энергии, разработчики патронов могли менять массу пули, калибр и начальную скорость. При этом после вышеупомянутого запрета это, к сожалению, не касалось патронов .450 Nitro Express, .450 Nitro Express No. 2 и .500/.450 Nitro Express фирмы Holland & Holland. Соответственно, на рынке оружия, пригодного к применению, присутствует крайне малое количество образцов того времени под приведённые калибры.

Кузница эксклюзивного оружия Holland & Holland с резиденцией в Лондоне отреагировала сразу и немедленно — выпустила патрон .500/.465 Nitro Express. Для начала расшифруем его обозначение. Первое число относится к гильзе базового патрона — в данном случае .500 Nitro Express, конечно в варианте длины 3 1/4 дюйма (также имеется вариант с длиной 3 дюйма, при этом патрон с более длинной гильзой имеет уменьшенное на 100 бар давление по сравнению с коротким исполнением патрона .500 Nitro Express). Дульце гильзы обжато до диаметра .465 (11,81 мм) — тем самым был обойдён запрет на использование калибра .45. Охотники снова могли продираться через буш в Африке и заросли Индии, вооружённые оружием с патронами, эффективность которых соответствовала (за исключением нюансов) базовому патрону-прародителю. Патрон .500/.465 Nitro Express часто заказывался в Лондоне профессиональными охотниками, которые могли себе это позволить. Цена хорошо сохранившегося оружия под него на аукционах достигает внушительных цифр.

Находчивый разработчик

Разработка Джозефа Ланга (Joseph Lang) также базируется на патроне .500 Nitro Express в варианте с гильзой длиной 3 1/4 дюйма. Поскольку производители оружия хотели привязать к себе клиентов тем, что они создавали для ружей свои собственные патроны (так называемые Proprietary Cartridges), то умный и предприимчивый Ланг каждому производителю оружия предложил собственную разработку, патрон .470 Nitro Express. Это стало причиной появления большого количества ружей калибра .470 Nitro Express. При разработке патрона за основу были взяты технические характеристики .450 Nitro Express, а диаметр пули увеличен с 0,458 (11,63 мм) до 0,474 дюйма (12,04 мм). Каждый крупный производитель патронов имел в своей программе патрон .470 Nitro Express. Делалось это для того, чтобы обеспечить боеприпасами как старое, так и новое оружие, преимущественно ружья с двумя горизонтально расположенными нарезными стволами.

На рубеже веков фирма Eley создала патрон .475 Nitro Express. В принципе это слегка увеличенный патрон .450 Nitro Express. Гильза с малой конусностью, без ската. Калибр пули возрос с .458 до .483 (12,27 мм). Массу пули фирма Eley сохранила равной 480 гран (31 г).

Лесли Тэйлор (Leslie Taylor) был изобретателем и с 1899 г. до 1930 г. управляющим известной кузницы оружия Westley Richards в Бирмингеме.

Однако получить большую долю рынка этому патрону было не суждено. Под патрон этого калибра преимущественно сконструировано оружие для армии и флота (Army & Navy), а также ружья мастера Мэнтона из Калькутты (Manton of Calcutta), которые были предназначены для экспорта в Индию. Однако иногда оружие такого калибра от случая к случаю всплывает. Как для любого «эрзац-патрона .450 Nitro Express» отличительной чертой является только цена. Разумеется, при применении на охоте это отличие почти неощутимо, поскольку на сегодняшнем сафари количество добытых трофеев значительно меньше по сравнению с экспедициями прошлого, длившихся месяцами.

Патрон .475 Nitro Express No. 2 был создан на базе патрона .450 Nitro Express No. 2. Однако у патрона .475 Nitro Express No. 2 существует одна особенность. Его история началась с того, что активный британский поставщик патронов, компания Eley, снова захотел отхватить свой кусок рыночного пирога и в 1907 г. представил патрон .475 Nitro Express No. 2. Чтобы увеличить цифру выпускаемых боеприпасов, компания Eley предложила этот патрон многим производителям оружия, поскольку сама не могла изготавливать подходящее для него оружие, как это могли делать конкуренты, такие как, например, Jeffery, Westley Richards или Holland & Holland.

Со своей внушительной длины гильзой в 3,5 дюйма (88,9 мм) патрон .475 Nitro Express No. 2 вместе с патроном .450 Nitro Express No. 2 (гильза которого, кстати, была базовой) относится к боеприпасам с самой длинной применявшейся тогда гильзой. Диаметр пули производитель Eley установил 0,483 дюйма. Вес пули — 480 гран — был сохранён, как у патрона .450 Nitro Express. Применение столь длинной гильзы обосновано двумя причинами. С одной стороны, заряд состоял из кордита и это средство для метания пули, похожей на металлический стержень, требует значительно больше места, чем это нужно для современных нитропорохов. С другой — необходимо было удержать давление пороховых газов на как можно более низком уровне, удобоваримом для ружей с двумя горизонтально расположенными нарезными стволами.

Конкуренция

Изобретение Eley могло привести к большому успеху, если бы не было фирмы Jeffery. Jeffery могла производить оружие, но теперь ей хотелось поставлять и патроны. Патрон фирмы Jeffery должен был стать другим, чтобы клиентура не сделала свой выбор в пользу возможно более выгодного патрона Eley. Было реализовано простое решение: все размеры гильзы были сохранены, а диаметр пули увеличен на 5/1000 дюйма до калибра .488 (12,40 мм), при этом покупатель мог приобретать патроны у производителя оружия. В рекламных целях масса пули была повышена ещё на 20 гран — и достигла 500 гран (32,4 г).

Клейма под стволом оружия скрывали «загадку» калибра, поскольку там был выбит лишь вес пули (480 гран соответствовали калибру .483 дюйма/12,27 мм, а 500 гран — калибру .488 дюйма/12,40 мм). Тот, кто хотел добиться полной ясности, нуждался в проверке ствола проталкиванием через него свинцовой пули. Если патроном Eley выстрелить из оружия Jeffery, то кроме ухудшения точности из-за прорыва пороховых газов последствий не будет. В противном случае — при стрельбе патроном Jeffery из оружия под патрон Eley запрограммирован разрыв ствола.

Слева направо: патроны .500/.465 Holland & Holland Nitro Express, .470 Nitro Express, .475 Nitro Express No. 2 Eley, .475 Nitro Express No. 2 Jeffery, а также .476 Westley Richards.

Часто вопрос о том, каков калибр штуцера, возникал только в буше. Ответ «.475» мог привести к нескольким исходам, среди которых и рассеивание пуль на уровне заурядного гладкоствольного ружья, и груда металлолома вместо дорого штуцера.

Этот патрон больше предпочитали французские охотники в Центральной и Западной Африке, и он оказывал там хорошую службу при охоте на слона, буйвола и бегемота. Также некоторые нарезные ружья применялись для охоты на тигра в Индии. Предназначенное для этого оружие происходило преимущественно из Бельгии, Франции и Испании. В Германии фирма Merkel изготавливала некоторое количество ружей с двумя нарезными вертикально расположенными стволами этого калибра. Гравировка изображала тигров, которые прокладывают путь сквозь высокую траву, и красноречиво указывала на целевую группу покупателей такого оружия.

Могло их быть несколько больше?

Фирма Westley Richards из Бирмингема ответила конкурентам собственной разработкой — патроном .476 Westley Richards, который вышел «из-под пера» тогдашнего управляющего фирмы Westley Richards Лесли Тэйлора (Leslie Taylor) и, по совместительству, гениального баллистика. В дальнейшем для своего работодателя он создал патроны калибра .318 Westley Richards, .360 Westley Richards и .425 Westley Richards, а также различные пули для ружей Explora. В качестве редкого исключения обозначение патрона .476 Westley Richards информирует о действительном размере пули (ещё один такой пример — это патрон .505 Gibbs). Во всех других случаях калибр чаще всего несколько меньше, чем диаметр пули (.465 — .468; .500 — .510; .470 — .474; .577 — .683; .600 — .620).

Гильза взята от патрона .500 Nitro Express в исполнении 3 дюйма. Для отличия от патрона .470 Nitro Express, наряду с примитивным увеличением диаметра пули до калибра .476, дополнительно на 20 гран была повышена масса пули до 520 гран (33,7 г). Хотя патрон .476 Westley Richards имел более тяжёлую пулю, которая к тому же была представлена в несколько большем калибре, с точки зрения раневой баллистики, то есть действия по цели, по сравнению с патронами .450 Nitro Express или .470 Nitro Express, эти нюансы сказывались незначительно. Гораздо больше фирма Westley Richards хотела предложить клиентам оружие в комплексе с патроном .476 Westley Richards. Это были преимущественно нарезные ружья с двумя горизонтально расположенными стволами. Всё из одних рук: и патрон, и оружие. Сегодня .476 Westley Richards ещё можно приобрести в компании по адресу Притчетт-стрит 130 в Бирмингеме (Великобритания). На запрос предприятие ответило, что между 1900 и 2013 годами под этот патрон собственной разработки было изготовлено только 39 нарезных ружей.

С точки зрения баллистики .476 Westley Richards — это самый интересный патрон производителя, потому что во всех вариантах он обладает самой короткой гильзой. По этой причине порох воспламеняется равномернее. К тому же фирма Westley Richards снаряжала патрон самой тяжёлой пулей во всём ряду последователей патрона .450 Nitro Express.

Сегодня патрон .470 Nitro Express, наряду с патроном калибра .500 Nitro Express, относится к самым популярным боеприпасам у охотников на крупную дичь.

В каталоге фирмы Jeffery за 1912–13 гг. производитель указывает на то, что в этот период Индия запретила калибр .450. С одной стороны, клиентура была предупреждена, но уже через несколько страниц находчивая фирма не упустила момент сообщить о том, что некоторые двуствольные нарезные ружья с горизонтально расположенными стволами калибра .450 Nitro Express кратковременно имеются в наличии.

По такому же образцу и подобию появились многие другие патроны, популярные до сегодняшнего времени. Спустя несколько лет после того, как фирма Hornady изъяла патрон .450/.400 из производственной программы, он вновь пережил ренессанс. И здесь донором гильзы послужил патрон .450 Nitro Express. Несмотря на то что закат старых патронов типа Express казался уже едва ли не предрешённым событием, поскольку в 1967 г. предприятие Kynoch тоже прекратило их изготовление, через несколько лет спрос на них снова стремительно вырос. Между тем больше не актуально промежуточное решение использовать в оружии с откидывающимися стволами патроны высокого давления, например, такие, как .458 Winchester Magnum. Как уже упоминалось, предпочитаемые патроны — .470 Nitro Express и .500 Nitro Express. В наши дни созданные когда-то «эрзац-патроны» выбирают только пуритане и коллекционеры.

Ещё реже сегодня можно найти нарезные ружья калибра .450 Nitro Express No. 2. Всё же настоящей иголкой в стоге сена является патрон .500/.450 Nitro Express фирмы Holland & Holland. Разработанные под него модели штуцеров можно пересчитать по пальцам одной руки. Соответственно, такое оружие трудно найти даже у коллекционеров.

Три варианта модельного ряда калибра .475 можно количественно оценить следующим образом. Чаще всего продаётся вариант Eley, вслед за ним патрон Jeffery. Цилиндрический вариант патрона .475 Nitro Express также редок, как патрон .450 Nitro Express No. 2. Рынок должен позаботиться заранее, чтобы суметь вернуть к жизни старые сокровища. В распоряжении имеются гильзы, пули, необходимые пороха, а также наборы матриц многих известных производителей.

Штефан Бадер (Stefan Bader) Перевод Николая Ежова

Оставьте комментарий первым

Оставить комментарий