26 августа в мире российского фехтовального спорта состоялось довольно значительное событие — в городе Выборге прошла первая Олимпиада артистического фехтования.
Артистическое фехтование — молодой вид спорта. А если быть совсем точным, то это не отдельный вид спорта, а ещё одна фехтовальная дисциплина, наряду с дисциплинами традиционных видов оружия: шпага, рапира и сабля. В качестве такой вот, четвёртой дисциплины, артистическое фехтование существует в России с 2008 года. И, несмотря на ежегодные Чемпионаты России, это направление, будучи несомненно самым зрелищным среди остальных видов оружия, всё ещё остаётся малоизвестным. Причины этого могут быть различными — недостаточная информационная поддержка со стороны СМИ, в том числе специализированных, отсутствие крупных государственных школ, нехватка научной и методической базы в системе обучения, приводящая к очень неравномерному уровню подготовки спортсменов, дефицит крупных общероссийских турниров.
Последний пункт, в плане развития арт-фехтования, представляется наиболее значимым, поскольку он отвечает не только за известность вида, но и за его массовость, что, в свою очередь, имеет прямое отношение к общему уровню подготовки спортсменов, рост которого находится в прямой зависимости от количества выступлений на статусных турнирах в течение года.
Исходя из этих соображений, санкт-петербургское региональное отделение Федерации артистического фехтования России год назад приняло решение учредить собственный ежегодный открытый чемпионат. Этот чемпионат должен был стать, во-первых, крупной площадкой для самих питерских арт-фехтовальщиков, а во-вторых — способствовать тому самому количественному росту крупных турниров, которые должны наполнять общероссийское спортивное пространство артистического фехтования, обеспечивая сильных спортсменов нашей страны необходимой цикличностью в годовом тренировочном периоде.
Название турнира — Олимпиада — возникло как ответ на многочисленные вопросы журналистов «есть ли шанс у артистического фехтования стать олимпийским видом спорта?» Теперь мы можем отвечать, что такого шанса в ближайшее время не предвидится, однако Олимпиада по артистическому фехтованию уже существует. На самом же деле, Олимпиада подразумевает собрание в одном чемпионате всех родственных дисциплин вида. В нашем случае мы включили в программу все дисциплины арт-фехтования, а также подключили детские коллективы.
Площадку для проведения первой Олимпиады любезно предоставил старинный рыцарский замок в городе Выборге. Это уникальное место уже давно связано с фехтовальной культурой. Ещё в 90-е годы на территории Выборгского замка мы проводили ассамблеи фехтовального искусства, здесь же состоялись премьеры спектаклей нашей школы «История фехтования в анекдотах» и «300 лет спустя». Кроме того, здесь в течение многих лет регулярно проводится крупный фестиваль средневековой культуры «Рыцарский замок», который, так или иначе, тоже связан со старинными боевыми традициями. Теперь же пришло время артистического фехтования.Нельзя сказать, что открытый замковый двор идеально подошёл для нашего чемпионата. Скорее наоборот — спортсмены, привыкшие к работе на театральной сцене, столкнулись с целым рядом специфических трудностей: недостаточно ровное резиновое покрытие, уложенное прямо поверх древней булыжной мостовой, отсутствие театральных кулис, слишком широкий обзор импровизированной сцены, а главное — не самые простые погодные условия. Однако, как уже было сказано, артистическое фехтование — молодой вид спорта, и энтузиазм его адептов позволяет преодолевать многие трудности периода становления. Так и в этот раз — все участники соревнований без лишних сомнений вышли на открытое ристалище, чтобы продемонстрировать свое искусство перед зрителями, многие из которых приехали в Выборг специально, чтобы поболеть за арт-фехтовальщиков.
Всего же Олимпиада собрала более пятидесяти спортсменов из Санкт-Петербурга, Москвы, Новосибирска, Красноярска, Томска, Кондопоги (Карелия). На суд сборной судейской бригады, в которую вошли специалисты из Санкт-Петербурга, Москвы и Красноярска, в различных номинациях было представлено 22 номера, а также несколько номеров от детских арт-фехтовальных школ Москвы, Санкт-Петербурга и Кондопоги. Фактически, Олимпиада стала первым соревнованием, где выступали одновременно взрослые спортсмены и юниоры.Соревнования начались с выступления детских коллективов. Их было немного, поэтому юниоры представили лишь две номинации: упражнение соло и дуэт. В детском соло бесспорными лидерами оказались гости из Москвы — и первое, и второе место завоевал воспитанник детского отделения студии артистического фехтования «Эспада» Даниил Лебедкин, с номерами «Андалузское бегство» и «Волшебник из Гриффиндора» соответственно. Наша гостья из историко-морского клуба «Гардемарин» (Кондопога) взяла «бронзу».
Зато в дуэте и «золото», и «серебро» досталось петербургской команде Международной академии фехтовальных искусств. Первое место завоевал номер «Атос и Миледи» в исполнении Ильи Мишенёва и Полины Новиковой, А второе — «Маша и медведь» получили Файзулло Ибрагимжанов и Элеонора Позднякова. Номер «Атос и Миледи» при этом получил Гран-при.
А во взрослых выступлениях развернулась серьёзная борьба. Стоит отметить, что к настоящему времени уровень многих арт-фехтовальных коллективов существенно возрос, и среди лидеров развернулась довольно острая борьба. При этом выступления спортсменов и работа судей были осложнены ещё и сильным ливнем, который всё-таки обрушился на Север Ленинградской области в самый разгар турнира.
Нельзя сказать, что для участников Олимпиады это было неожиданностью, однако многие исполнители были вынуждены снизить скорость работы, да и общая выразительность номеров в большинстве случаев пострадала.
Тем не менее, все участники полностью выполнили свои программы и призовые места в итоге распределились следующим образом:
Дисциплина упражнение «Соло»: 1 — номер «Поражение». Combat Art Team, Москва. Исполнитель Галина Коротаева; 2 — «Снежная королева. Начало». Студия артистического фехтования «Пульсар», Красноярск. Исполнитель Алла Стародубова; 3 — «Дьявольские трели». Школа сценического боя и пластики, Москва. Исполнитель Святослав Ставцев.
Дисциплина «Дуэт»: 1 — «Алагер». Международная академия фехтовальных искусств, Санкт-Петербург. Исполнители Роман Форостовский, Даниил Циринский; 2 — «Призрак». Студия сценического фехтования «Volte», Москва. Исполнители Юлия Горелова, Дмитрий Иванов; 3 — «Ромео и Джульетта» (поединок Тибальта и Ромео). Школа сценического боя и пластики, Москва. Исполнители Чингиз Аджиматов, Святослав Ставцев.
Дисциплина «Группа»: 1 — «Карибский конфликт». Школа сценического боя и пластики, Москва. Исполнители: Чингиз Аджиматов, Святослав Ставцев, Евгений Терехов, Мария Кречет; 2 — «По пути насилия». Школа Саберфайтинга, Москва. Исполнители: Дмитрий Семенихин, Артур Дождиков, Григорий Николаев, Мария Лукацкая, Дарья Каверина, Николай Трампильцев; 3 — «Гамлет. Финал». Школа сценического боя и пластики, Москва. Исполнители: Чингиз Аджиматов, Святослав Ставцев, Евгений Терехов.
Но Олимпиада — это не только соревнование, но ещё и большой общий праздник. Поэтому, кроме распределения мест по системе ФАФ, оргкомитет принял решение учредить специальные номинации и наградить лауреатов, которые не пробились в призовую тройку, но смогли стать лучшими в чём-то одном. Так появились премии за лучший костюм, лучшую режиссуру, лучшую фехтовальную технику, лучшее исполнительское мастерство, оригинальный сюжет, лучшую боевую хореографию, а также особая премия Гран-при, учитывающая все выступления команд во всех номинациях. Таким образом, статус Гран-при вполне мог соперничать со статусом первого места в каждой отдельно взятой номинации.
Интересно, что номер, достойный этой награды, помог определить дождь. Тот самый сильный ливень, который обрушился на площадку в самый разгар турнира. Как я уже писал, все команды мужественно выдержали атаку стихии и все безошибочно (хотя и с некоторыми потерями в скорости и выразительности) отработали свои номера. Но номер «Призрак» московской студия сценического фехтования «Volte» нисколько не утратил своей красоты. Наоборот! В какой-то момент исполнители поединка, созданного по мотивам одноименного мюзикла, настолько гармонично слились с драматическим настроением осеннего ненастья, что стало казаться, будто бы этот ливень, несущий ветер и холод, является частью какой-то фантастической эмоциональной декорации. Это почувствовали судьи, зрители, но самое главное — сами исполнители. Воодушевившись небывалым и неожиданным эффектом, Дмитрий Иванов и Юлия Горелова смогли сохранить высокую скорость работы и всю необходимую техническую чёткость исполнения. При этом в сложный момент боя исполнительница роли Кристины Даэ сняла свою обувь и довела поединок до конца босиком.
В результате решение судей было единогласным: несмотря на то, что в своей номинации «Призрак» уступил первое место дуэту Международной академии фехтовальных искусств «Алагер», взяв лишь «серебро», за потрясающее общее эмоциональное впечатление он был удостоен Гран-при первой Олимпиады артистического фехтования.Олимпиада завершилась. Как и планировали организаторы, этот турнир для многих стал генеральной репетицией Чемпионата России по артистическому фехтованию, который в этом году пройдёт 2 и 3 декабря в Москве. Но главное — теперь Санкт-Петербург получил собственный значимый чемпионат, что, несомненно, станет важным стимулом для развития артистического фехтования в нашем регионе. В планах оргкомитета — расширение географии участников, привлечение зарубежных мастеров, развитие детского направления. А кроме того, создание крупной площадки для организации и проведения многочисленных мастер-классов, в которых смогут принять участие все приезжающие на Олимпиаду спортсмены. В этот раз вокруг Олимпиады и специально для приезжих участников уже были проведены мастер-классы по французскому фехтованию тростью, польской крестовой школе, технике обезоруживаний и актерскому мастерству. Ведь современному арт-фехтовальщику для победы на крупных чемпионатах нужно знать и уметь очень многое.
А это значит, что у всех нас впереди большая и интересная работа.