Оружейный журнал

Издаётся с 1999 г.

Статьи

Статьи

Открытие «Америки». Ножи Анатолия Богачёва

От редакции.
Эта статья написана русским художником-оружейником, которому пришлось часть своих лучших идей воплотить в металле за рубежом, поскольку российские законы не позволяют мастеру в полной мере реализовать свой талант на Родине. Слава Богу, что все коллизии, произошедшие с Анатолием Богачёвым за последние 10 лет не подтолкнули его к мысли уехать из страны.
Он действительно настоящий русский художник, чья жизнь неразрывно связана с двумя славными своей историей городами — Златоустом и Санкт-Петербургом.

Об авторе.
Родился 1 июля 1955 года в Златоусте. После окончания школы работал в мастерских Златоустовской гравюры на стали. Член Союза художников с 1982 года. В 1989 году закончил Ленинградское высшее художественно-промышленное училище им. В. И. Мухиной (Художественно-промышленная академия) где сейчас и работает мастером кафедры «Художественная обработка металла».

В 1992 году впервые посетил США и принял участие в выставке в Нью-Джерси, получив приз «Best Art Knife». В 1993 году участвовал в выставке в Атланте – приз «Judge’s Award».

Удостоен Почётного диплома и медали IV Международная выставка ювелирного искусства, посвящённой 150-летию К. Фаберже (1996 г., Санкт-Петербург). В 1998 году принимал участие в московской выставке «Оружейное искусство России».

Холодное художественное оружие является красивейшей и интереснейшей частью декоративно-прикладного искусства. Великолепные образцы украшают коллекции лучших музеев мира. Выполненные различными оружейными мастерскими и мастерами-оружейниками, в различных стилях и в разные эпохи развития человечества, эти клинки во всей красе предстают перед нашим взором в Государственном Эрмитаже, Артиллерийском музее, Екатерининском дворце в Царском Селе, в Оружейной Палате Московского Кремля, Государственном историческом музее. Превосходная небольшая коллекция клинков с гравировкой и таушеровкой находится в Златоустовском краеведческом музее.

Кинжал «Америка» Анатолия Богачёва
Кинжал «Америка». В оформлении использованы бриллианты, сапфиры и рубины. Длина клинка 200 мм

Роскошные музейные собрания дают нам счастливую возможность лицезреть шедевры, попытаться проникнуть в тайну их изготовления, восхищаясь изысканными формами, утончённой отделкой, драгоценностью материалов, точно найденными пропорциями. Одним словом – изучать.

В настоящее время в России появились люди дела, имеющие не только желание, но и возможность жить сообразно своим запросам. Именно в их среде начинают появляться знатоки и ценители, а главное, заказчики элитного холодного оружия ручной работы – люди, способные помочь возрождению традиционного русского художественного ремесла, которое имеет глубокие национальные корни и поэтому не должно быть окончательно утрачено. Изучение искусства прошлого (а сюда входит не только посещение музеев, но и работа с книгой) даёт возможность получить необходимые знания и воспитать вкус, что позволяет, не заниматься имитациями, различного рода копиями и подделками, а соединять традиции с современностью. Приобретённый опыт позволит опираться на собственные достижения.

Мешают же развитию этого направления в современном прикладном искусстве действующие законы, которые, путая причины со следствием, приравнивают украшенное коллекционное оружие к боевому штык-ножу, предъявляют одинаковые требования и к оружейному заводу, и к художнику-оружейнику, который хочет работать индивидуально (подробнее этот вопрос затронут в материале «Нож в законе» «Калашников» № 3/2000). А в некоторых развитых и демократических странах мастера, достигшие наибольших успехов на этом поприще, признаются национальным достоянием.

Ножи Анатолия Богачёва

Как же рождается оружие, которое имеет право называться украшенным, художественным, коллекционным?

Великий француз Виктор Гюго говорил, обращаясь к мастеру: «Уйди с проторенного пути…и соедини золото с мыслью». Только личностный характер творчества через собственное мироощущение определяет художественные идеи и создание образа произведения.

Иногда на обдумывание, на карандашные наброски эскизы уходят годы невидимого труда, и вдруг в течение нескольких часов может появиться готовый проект. В природе творчества большую роль играют внутреннее чутьё, интуиция и, несомненно, мистическое начало.

В работе над композицией важное значение для автора имеет поиск самостоятельного стиля будущего предмета, его целостности, пластики, выверенности пропорций, его собственная мелодия. В процессе проектирования улучшается рисунок, дополняются детали, а главное – отсеивается всё лишнее, мешающее цельному восприятию предмета.

Утилитарность дополняется найденными пропорциями, пластическим решением цветовой гаммы, что позволяет придать вещи необходимое звучание и вложить в неё некий художественный смысл. Композиция – категория созидательная, это, прежде всего вымысел, сочинение. Субстанция художественного коллекционного оружия торжественна, светоносна, жизнерадостна.

Кортик «Колумб» Анатолия Богачёва
Кортик «Колумб».
Длина клинка 254 мм. Рукоять и гарда кортика инкрустированы золотом. На дамасском клинке просечён католический крест. Открывающаяся крышка рукояти украшена рубинами и бирюзой

Ценность будущего предмета заключается не только в красоте, богатстве металлов, их дороговизне, а в большей степени в точности художественного решения. Недаром на оружейных фабриках с незапамятных времён должность рисовальщика изящного оружия была штатной, и к работе привлекались лучшие художники.

Художественное оружие – произведение труда, профессионализма и фантазии, оно самоценный предмет искусства, плод творческого воображения и искусной ручной работы: союз Искусства и Ремесла. Ведь красота оружия шлифуется золотыми руками кузнеца, ювелира, гравёра, модельщика, литейщика, чеканщика, полировщика, огранщика, закрепщика, эмальера, позолотчика…

По упомянутым выше причинам я до сих пор не имею возможности полноценно работать дома и поэтому некоторые изделия из тематического цикла «Америка», задуманного в России воплотились в металле действительно в Америке.

В 1992 году отмечалось 500-летие открытия Нового света Христофором Колумбом.

Открывал для себя Америку и я. Во время подготовки к поездке в США для творческого сотрудничества с заокеанским кузнецом Дж. Фиском появился проект кортика «Колумб», посвящённого великому открытию. В последствии кортик был выставлен на выставке ножей в Нью-Джерси и приобретён A. Расселом, владельцем каталога «The Cutting Edge». Результатом совместной работы с американским мастером Дж. Фиксом явилась пара кинжалов «Сёстры», отмеченная жюри выставки призом «Best Art Knife».

Нож «Ковбой VII» Анатолия Богачёва
Нож «Ковбой VII» из серии
«Великолепная семёрка»

На следующий год на выставке в Атланте (штат Джорджия) кинжал «Кокетка» получил приз «Judges Award». Затем были выполнены несколько предметов, в т. ч. кинжал «Арканзас», с использованием знаменитого на весь мир арканзасского точильного камня на рукоять, с прекрасным клинком из дамасской стали работы всё того же Дж. Фиска.

Постепенно появлялись новые проекты. Есть в коллекции проект кинжала «Терминайф», посвящённый Арнольду Шварценеггеру. Часть идей приходилось отбрасывать из-за недостатка информации или нехватки зрительного ряда, так как исторические и культурные особенности США не всегда видны из России. Так создавался тематический цикл под объединяющим названием «Америка». Коллекция проектов насчитывает более 30 графических листов. Это иллюстрации моих иллюзий, их бумажное воплощение, своеобразная увертюра проектов.

Будет ли симфония изделий? Слово за меценатами и ценителями искусства.

Добавить комментарий

Свежий номер
Партнёры
Видео
Вход
Письмо в редакцию

Журнал «КАЛАШНИКОВ. Оружие, боеприпасы, снаряжение»

Учредитель ООО «Азимут».
Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ № 77-1343 от 10 декабря 1999 г. выдано Министерством РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций.

Главный редактор
Михаил ДЕГТЯРЁВ

Заместитель главного редактора
Сергей МОРОЗОВ

Научный редактор
Юрий ПОНОМАРЁВ

Редактор отдела охоты и спорта
Римантас НОРЕЙКА

Редактор отдела пневматического оружия
Владимир ЛОПАТИН

Администратор сайта
Алексей ДЕГТЯРЁВ

Дизайн, вёрстка
Людмила МАТВЕЕВА

Директор по рекламе 
Вера ПАХОМОВА

Специальные корреспонденты
Руслан ЧУМАК, Евгений АЛЕКСАНДРОВ, Сергей МИШЕНЁВ

Бухгалтер
Ольга ЯСКЕВИЧ

Распространение
ООО «Инфо Маркет Сервис»

Генеральный директор
Марат МУСИН

Директор по продажам
Татьяна КАЛИЧКИНА

Журнал «КАЛАШНИКОВ» издаётся с ноября 1999 г. и является официальным печатным изданием Федерации практической стрельбы России, Союза российских оружейников и Федерации стрелково-спортивного многоборья. С 1997 по 1999 гг. журнал выпускался под названием «Ружьё. Оружие и амуниция».

Помимо собственно оружия всех типов и времён, в сферу интересов «КАЛАШНИКОВА» входит его практическое использование в любых формах: охота, спорт, боевое применение, развлекательная стрельба, самооборона и т. п.

«КАЛАШНИКОВ» тесно сотрудничает с ведущим европейским специализированным изданием — немецким оружейным журналом Deutsches Waffen-Journal (DWJ). Русскоязычная версия журнала DWJ, состоящая из наиболее интересных для отечественного читателя статей, выходит ежемесячно как часть «КАЛАШНИКОВА» (в формате «журнал в журнале»).

Журнал «КАЛАШНИКОВ» является участником крупнейших оружейных выставок (SHOT Show, IWA, IDEX, Arms & Hunting и др.) и по приглашению ведущих мировых производителей оружия и оптики (Swarovski, Browning Winchester, Fabarm, Kahles, Sako, Blaser, Zoli, Zeiss, Merkel, Sheiring, Ceska Zbrojovka, Benelli) посещает производственные комплексы в самых разных странах мира.

Тесная связь редакции со всеми ведущими российскими импортёрами охотничьего оружия, отечественными и зарубежными оружейными заводами и испытательными полигонами обеспечивает достоверность и профессионализм публикуемых материалов об оружии, боеприпасах, снаряжении, истории, охоте, стрелковом спорте, боевом опыте.

Среди авторов журнала «КАЛАШНИКОВ» ведущие разработчики, испытатели, спортсмены, эксперты, чья высокая репутация известна не только в России, но и за рубежом.

Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ № 77-1343 от 10.12.1999 г., выдано Министерством по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций.

Журнал выходит ежемесячно, тиражом 30 000 экз.

Мы рады приветствовать читателей «КАЛАШНИКОВА» на обновлённом сайте и надеемся, что новый формат позволит с большим удобством пользоваться всем нашим информационным массивом и даже влиять на содержание журнала.

Главная новость — с 2016 года запускается электронная версия журнала (пока без DWJ) на сайте www.kalashnikov.ru. Статьи из журнала будут появляться на сайте по мере их перевёрстки в экранный формат, вместе с новостями из свежего номера. У зарегистрированных посетителей появится возможность комментировать статьи.

Содержание свежего номера доступно при клике на его обложку на главной странице, а отдельные статьи вы можете видеть справа от неё (доступны по ссылке «Читать далее»). Уже опубликованные в электронном виде статьи в содержании видны по активным ссылкам. Свежие номера и подписка на полный формат (с DWJ) в наших фирменных приложениях в App Store и Google Play остаются платными (см. раздел «Подписка»), но по мере устаревания (через месяц после выхода) доступ к номерам становится свободным.

Обратите внимание, что раздел «Подшивка», где можно найти все архивные номера «КАЛАШНИКОВА», будет наполняться постепенно и на протяжении этого времени мы сохраняем доступ к старой версии сайта.

Надеемся, что с нами будет интересно!

Редакция журнала «КАЛАШНИКОВ»

ООО «Азимут», 191028, Санкт-Петербург, а/я 28 
+7 (812) 380 92 18
 info@kalashnikov.ru  

ООО «АЗИМУТ»

ИНН 7813123393 КПП 784201001

Р/с 40702810455040005418
В Дополнительном офисе № 9055/01945 Северо-Западного банка
ОАО Сбербанка России.
К/с 30101810500000000653
БИК 044030653

Юридический адрес:
191123, г. Санкт-Петербург, ул. Фурштатская д.33,
пом. 10 Н
Адрес для корреспонденции:
191028, г. Санкт-Петербург, а/я 28
ОГРН 1037828010252
ОКАТО 40298564000 ОКПО 52147669 ОКВЭД 58.14
ОКФС 16 ОКПФ 65

Похожие статьи