Оружие в артистическом фехтовании

Артистическое фехтование — молодой вид спорта, призванный собирать и сохранять всё богатство исторических и национальных школ фехтования. Длинные фехтовальные фразы, приёмы обезоруживаний, сочетание колющей и рубящей техники, широкий спектр видов оружия, боевая акробатика, трюковая работа, и всё это помноженное на актёрское мастерство, музыку, специальные эффекты бесконечно интересно и само по себе. Но, кроме того, артистическое фехтование несёт собственную миссию в мире большого спорта: возродить популярность фехтования, вернуть болельщиков на трибуны крупных фехтовальных чемпионатов. В таком большом деле, принципиально важным представляется официальный статус артистического фехтования в качестве новой спортивной дисциплины.

Обретя в 2008 году статус спортивной дисциплины, артистическое фехтование вполне органично дополнило традиционные виды спортивного оружия (шпага, рапира и сабля) шпагами дворянками, ренессансными рапирами, кинжалами, мечами, щитами, копьями и даже так называемыми бытовыми имитаторами. Казалось бы, чем больше оружия, тем лучше. Разнообразие клинков в теории должно способствовать разнообразию привлечённых фехтовальных школ, боевых техник и хореографических решений.

Шпага в артистическом фехтовании. Иллюстрация в журнале «КАЛАШНИКОВ»

Фото – Вероника Жукова

Полагаю, что в первые годы развития арт-фехтования в России этот фактор сыграл не последнюю роль при привлечении широкой фехтовальной общественности к новому спортивному движению. Что, несомненно, было положительным моментом.

Однако с течением времени, набор оружия несколько стабилизировался и, за редкими исключениями, на российских чемпионатах мы наблюдаем не более десяти вариантов видов оружия и их комбинаций. И это на данном этапе также представляется положительным моментом, во всяком случае применительно к существующим технологиям судейства.

Можно сказать, что за десять лет в артистическом фехтовании выработалась некая «золотая середина» в области используемого арсенала, которая, вероятно, и является неким оптимумом. Характерно, что школ фехтования — исторических, национальных и даже фантастических, — за этим условным десятком видов значительно больше. Попробуем рассмотреть основные варианты используемого оружия и, отчасти, относящихся к нему фехтовальных школ, сложившиеся к первому юбилейному чемпионату России по артистическому фехтованию.

Итак, первое среди равных — шпага. Это оружие попадает во временную категорию «От XVI века» и фокусирует в себе все возможные варианты прямого колюще-рубящего длинноклинкового оружия от ренессанса и до наших дней. Артистическое фехтование не является направлением исторической реконструкции, поэтому в большинстве случаев на соревнованиях используются спортивные клинки, собранные на более или менее соответствующую той или иной эпохе гарду. Шпага может воспроизводить целый набор исторических и национальных школ, однако основой, которая принята в качестве судейского критерия являются классические школы со своими характерными принципами, пластикой и с главным, узнаваемым элементом — выпадом.

Артистическое фехтование. Иллюстрация в журнале «КАЛАШНИКОВ»

Фото – Вероника Жукова

Шпага и кинжал. Классический (точнее, конечно, ренессансный) гарнитур профессионального бретёра играет значительную роль в арсенале арт-фехтовальщика. Однако полноформатные поединки со шпагой и кинжалом на чемпионатах России встречаются довольно редко. Один из примеров — постановка поединка Гамлета и Лаэрта московской студии Эспада в 2011 году. Но чаще всего кинжал появляется в какой-нибудь ответственный момент схватки, иллюстрируя коварство бойца, прибегшего ко второму оружию, либо для усиления накала борьбы.

Сабля. Оружие, имеющее место на чемпионатах в разных вариантах. Иногда сабля появляется в номинации тяжёлого оружия («Античность — Средневековье»), иногда — рядом со шпагами и кинжалами. Хотя, надо отметить, что классическая сабля — сабля второй половины XIX — начала XX века, довольно редкое явление арт-фехтовальной сцены. Из хороших примеров я могу привести свой собственный номер «Воздушный бой», занявший первое место на чемпионате России в 2016 году. Малая распространённость классической сабли возможно связана с тем, что поздняя рубящая техника хорошо представлена и без неё — в арсенале классической шпаги. При этом шпага со спортивным клинком легче сабли, что и формирует предпочтение.

Стоит отметить, что сабля — оружие многогранное. Кроме, собственно, итальянской школы, лёгшей в основу привычной нам сабельной классики, характерная узнаваемая техника сабельного фехтования существует в польской боевой традиции; сабля в сочетании с лёгким круглым щитом была достаточно развита в восточноевропейском регионе. И на мой взгляд, раскрытие разнообразных сабельных школ в арт-фехтовании ещё впереди.

Трость. Это повседневное оружие джентльмена периодически появляется на чемпионатах, но точно не относится к числу фаворитов. Трость имеет несколько ярких национальных школ, из которых наиболее развитая сегодня — французская le canne de combat. Отмечу, это характерная техника французского канэ в мире отечественного арт-фехтования оставалась неизвестной до 2016 года, когда Международная академия фехтовальных искусств выставила номер, полностью сделанный на основе этой оригинальной школы. В тот год, номер не занял призового места. Только в следующем, 2017 году, номер с французской тростью (а если быть точным — с французским шестом бато, но разница в технике здесь не принципиальна) отвоевал себе право на спортивную жизнь взяв бронзовую медаль.

Больше французского канэ известна тростевая техника, основанная на сабельной школе. Именно такая трость периодически встречается на чемпионатах России. Для примера, в солокомпозиции «Детектив», в исполнении Петра Паюка из иркутского клуба «Бретта», занявшей первое место в 2017 году, присутствовали элементы (около трети всей хореографии) английской трости.

Меч. Меч по праву доминирует в области «Античность — Средневековье». Ввиду того, что это оружие невозможно заменить спортивным клинком, формы мечей, используемых на соревнованиях, варьируются очень широко: от коротких гладиусов до полновесных рыцарских мечей классического Средневековья. Правда, одноручный меч в истории довольно редко использовался без второго предмета, по крайней мере в эпоху Средневековья. Потому такой меч чаще встречается в комбинации со щитом.

Меч и щит в артистическом фехтовании. Иллюстрация в журнале «КАЛАШНИКОВ»

Фото – Вероника Жукова

Меч и щит. Наряду со шпагой и кинжалом является, пожалуй, второй по значимости фехтовальной комбинацией атакующего и оборонительного вооружения. Меч и щит представлен на чемпионатах очень широко, благодаря коллективам, исповедующим идеалы средневекового фехтования. За десять лет, в номинации этого оружия определилось и стойкое лидерство, которое принадлежит команде Коломенского кремля. Однако, я думаю, что в области хореографии с мечом и щитом скрыт ещё очень большой потенциал, также, как и в области воспроизведения различных исторических школ. По крайней мере, техника знаменитого трактата из Тауэра I-33, школа щита и меча Ханса Тальхоффера, наследие европейских традиций, сохранённых в хевсурском фехтовании парикаоба на наших чемпионатах пока отражены довольно слабо.

Длинный и двуручный меч. Именно это клинковое оружие в Средние века использовалось в формате solo spata — без щита. Длинный меч периодически фигурирует на соревнованиях, чаще всего в постановках московского клуба «Цитадель» из города Видное. А классический немецкий биденхандер появился на чемпионате России в 2017 году, в солокомпозиции Галины Коротаевой (студия Combat Art Team, Москва).

Копьё. Несмотря на «прописку» древкового оружия в правилах, копье является редким гостем арт-фехтовальной площадки. Это можно объяснить функциональной простотой копья и, как следствие, сложностью постановки интересной хореографии. Пожалуй, я вообще не вспомню чистого поединка на копьях на чемпионатах России. Впрочем, и исторические школы копья — большая редкость. В чистом виде я могу вспомнить, разве что северные капутэн и капигуи, а в рыцарской Европе турниры на альшписах. Что же касается античности, то и здесь копьё использовалось больше или для метания или в комбинации со щитом.

Копьё и щит. А вот эта комбинация, несмотря на редкое использование, встречается на наших чемпионатах. Во всяком случае, несколько лет назад, поединок Гектора и Ахилла, исполненный бойцами красноярского клуба «Грифон», завоевал первое место. И примерно половину этого поединка занимала именно работа со щитом и копьём.

Интересно, что щит и копьё были использованы фехтовальщиком московского клуба «Эспада» Алексеем Бесфамильным в солокомпозиции «Один из трёхсот» в 2010 году.

Фехтование на лайтсайберах. Иллюстрация в журнале «КАЛАШНИКОВ»

Фото – Вероника Жукова

Световой меч. Да, и это оружие героев саги «Звёздные войны» представлено на чемпионатах России. И ещё как представлено! Значительное количество команд со всей страны активно практикуют саберфайтинг, ежегодно выставляя на чемпионаты соответствующие номера. Все они оказываются в номинации «Свободный стиль». Но и с учётом этой свободы не всегда понятно, как именно оценивать фехтовальную школу саберфайтинга. Тем не менее в последние годы, качество некоторых постановок возросло настолько, что саберфайтеры стали появляться на пьедестале почёта. Пока, правда, без золотых медалей, но «серебро» в копилке джедаев уже есть.

Как вариант звёздного арсенала можно упомянуть ещё световой шест. Однако, в технике его применения в формате саберфайтинга, различия между шестом и мечом настолько ничтожно, что я не берусь выделить световой шест в отдельный вид оружия.

Мётлы, швабры, лопаты… И прочие так называемые бытовые имитаторы. Как ни странно, этот арсенал встречается довольно часто. Возможно, когда-то, подобный выбор оружия казался оригинальным и забавным. И, несомненно, к перечисленному списку фрагментарно можно применить приёмы той или иной фехтовальной школы. Насколько это важно и интересно для дальнейшего развития артистического фехтования сказать трудно. На мой взгляд, время бытового инструментария прошло. Хотя, с другой стороны, существуют боевые искусства, в которых грозным оружием стали многие сельскохозяйственные инструменты.

АК-47. Завершить свой беглый обзор хочу предметом, который совсем недавно вызвал споры среди адептов артистического фехтования. Автомат Калашникова с примкнутым штыком-ножом, несомненно, может быть использован как для удара, так и для защиты. При известной ловкости, этим оружием можно последовательно атаковать, защититься и выполнить ответ, что является признаком фехтовальной фразы. Однако относится ли это к искусству фехтования? На мой взгляд — нет. Но есть и другая точка зрения. Обе позиции могут быть аргументированы, однако сопоставление подобных аргументов не входит в задачу данного обзора.

Подводя итог, отмечу: на сегодняшний день определённый регламент применительно к оружию в артистическом фехтовании существует. Но определяет он, в первую очередь, параметры оружия и отчасти его региональную принадлежность (подразумевается, что соревнования по артистическому фехтованию имеют отношение к видам европейского фехтования). А вот конкретные виды используемого оружия, регламентом не оговариваются. И этот нюанс — отсутствие конкретизации в определении видов используемого оружия — приводит к тому, что на арт-фехтовальную площадку в принципе, может попасть все что угодно, хоть как-то приспособленное для нанесения колющего или рубящего удара.

Повторю свою мысль, высказанную в начале статьи, — десять лет назад, наверное, такой открытый формат был нужен для развития вида. Однако предположу, что сейчас пришла пора стандартизировать и чётко определить виды оружия, применяемые для артистического фехтования. Конечно, если иметь в виду развитие артистического фехтования именно как официального вида спорта, а не как фестивальное движение, для которого более уместны законы театрального мира.

Что же касается официального спорта, то аналогии, которые не раз помогали основателям артистического фехтования, в спортивном мире известны. К примеру, существуют «18 традиционных видов оружия у шу». Из них только шесть используются на спортивных соревнованиях в форме постановочных боёв и солокомпозиций.

Такая же картина в ещё одном виде боевого спорта — кобудо. Для демонстрации техники окинавского боя в постановке или ката, в официальный список оружия кобудо входит десять предметов, параметры которых строго определены.

Именно точное определение видов используемого оружия, на мой взгляд, должно выделить ключевые школы фехтования, помочь судейским бригадам сориентироваться в многообразии этих школ и в конечном итоге сделать вид спорта артистическое фехтование более спортивным.

Фехтование на тростях в артистическом фехтовании. Иллюстрация в журнале «КАЛАШНИКОВ»

Фото – Вероника Жукова

Оставьте комментарий первым

Оставить комментарий