В этом году Нюрнберг встретил гостей IWA пасмурным небом и только изредка прерывающейся мелкой моросью, что, однако, не помешало выставке побить все предыдущие рекорды «выставляемости» и посещаемости, о чём поспешил известить журналистов итоговый информационный бюллетень IWA.
Любой нож, представленный на выставке, — это крохотный кирпичик, клетка, из которых строится огромный организм мирового ножевого рынка. Поскольку этих «клеток» одновременно и в одном месте, здесь, на IWA собирается так много, что разбегаются глаза, мы получаем возможность увидеть за выставочными витринами нечто большее, понять, чем этот организм дышит. И вот что я всё более отчётливо замечаю. Не то чтобы «как гром с ясного неба», скорее наоборот — медленно, но верно американцы теряют пальму первенства в деле серийного производства высокотехнологичных ножей.
В принципе, они её уже потеряли. И вовсе не потому, что вдруг разучились, а потому, что конкуренты подтянулась. Технология — это то же шило в мешке, её никакими границами не задержишь и никакими патентами не ограничишь. То, что им наступают на пятки европейские, главным образом итальянские фирмы, — это американцы уже и сами признали, чуть ли не ежегодно награждая призами Blade Show то нож итальянский, то предлагаемый под маркой американской фирмы, но фактически изготовленный по её заказу в Италии. Остальные европейские изготовители ножей держатся более скромно, даже вроде бы в тени, но ведь свои куски далеко не бесконечного рынка тоже отхватывают.
Очень и очень сильна своими ножами Япония. Давно уже ни для кого не секрет, что именно японскими партнёрами изготавливается значительная часть ножей, продаваемых под маркой такого корифея американского ножевого рынка, как Spyderco. А уж другая известная фирма SOG и вообще никаких собственных производственных мощностей не имеет — все без исключения продаваемые под их маркой изделия изготавливаются в Японии. Точнее, изготавливались, потому что они уже тоже понемногу начали переносить свои новые модели на тайваньские и китайские производства. Почему, располагая такой мощной производственной базой, современными материалами (особенно клинковыми сталями) и опытом, японские изготовители не стараются потеснить американцев на ножевом рынке — этого я, честно говоря, не знаю. Может быть, им так удобнее, а может быть, вмешиваются какие-то законодательные особенности или ограничения. Но так или иначе, ножей японской серийной продукции, продаваемых под марками японских фирм, на европейском и американском рынке удивительно мало. Не то чтобы совсем не было, но по сравнению с огромным количеством изготавливаемых в Японии ножей для американских фирм — просто мизерно. Да и японских марок, которые можно было бы назвать вот так «навскидку» — раз-два и обчёлся…
Но европейские или японские фирмы — это далеко не самый грозный конкурент для американских производителей. Настоявшее «цунами» надвигается на них из Китая. Это вполне логично. Китайцы уверенно осваивают наиболее современные, продвинутые технологии. Кто сомневается — советую развинтить свой айфон или компьютер и посмотреть, где всё это изготовлено. А ведь с высоты технологического уровня, необходимого для изготовления жёстких дисков, особой разницы между технологией изготовления ножей и автомобилей нет. Тем более что на том же оборудовании и из тех же материалов, используемых для изготовления высокотехнологичных ножей по заказам американских фирм, с равным успехом можно изготавливать ножи и продавать их под своей собственной маркой. Более того, просто глупо было бы этого не делать! Конечно, на стороне американских фирм известная марка и выработанная высоким качеством репутация. Но и марка, и репутация — дело наживное. А вот ценовая конкурентоспособность явно на стороне китайцев.
Это элементарно — продавая изделие непосредственно под своей маркой, они (китайцы) заработают столько же, сколько изготавливая его по заказу американской фирмы. Или даже больше. Но окончательная рыночная цена такого изделия в Америке или Европе окажется уменьшенной на заработок заказавшей его именитой американской компании. Да и некоторая часть расходов, связанных с налогами, пошлинами, транспортом «туда-сюда-обратно», отпадёт. Вот и ничего удивительного, что китайцы пошли в наступление на ножевом рынке!
Логично спросить — чего же они не наступают на рынке электроники, раз и так всю её у себя изготавливают? Почему «китайфонами» ещё всех не завалили? Но это не то же самое, что рынок ножей. Вся электроника повязана «круговой порукой» с американскими концернами-монополистами, предлагающими программное обеспечение, и избавиться от их давления вовсе не так-то просто. Нож же ни в каком программном обеспечении не нуждается.
А чтобы вынудить соблюдение китайцами патентных ограничений на свои механизмы и технические решения — американские фирмы должны были бы запатентовать их в Китае и оплачивать их охрану. Чего они, как правило, не делают, надменно предполагая, что весь мир просто обязан соблюдать патентные ограничения, принятые в Соединённых Штатах.
Поэтому когда в китайских ножах появляется, например, зарегистрированная в Америке в качестве товарного знака «спайдырка», то максимум, что может сделать американская фирма — это постараться недопустить «крамольные» ножи на американский рынок. Но мы-то с вами находимся в Европе…
Однако хватит теоретизировать и обобщать. Давно известно, что лучше раз увидеть, чем сто раз услышать — и именно поэтому основную часть репортажа занимают иллюстрации тех самых «кирпичиков» рынка ножей, о которых шла речь в начале статьи.
Журнал «КАЛАШНИКОВ. Оружие, боеприпасы, снаряжение»
Учредитель ООО «Азимут». Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ № 77-1343 от 10 декабря 1999 г. выдано Министерством РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций.
Главный редактор Михаил ДЕГТЯРЁВ
Заместитель главного редактора Сергей МОРОЗОВ
Научный редактор Юрий ПОНОМАРЁВ
Редактор отдела охоты и спорта Римантас НОРЕЙКА
Редактор отдела пневматического оружия Владимир ЛОПАТИН
Журнал «КАЛАШНИКОВ» издаётся с ноября 1999 г. и является официальным печатным изданием Союза российских оружейников. С 1997 по 1999 гг. журнал выпускался под названием «Ружьё. Оружие и амуниция».
Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ № 77-1343 от 10.12.1999 г., выдано Министерством по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций.