Внешняя экспозиция Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи под открытым небом не имеет аналогов в мире. В ней собраны образцы вооружения и военной техники самых разных эпох — от древних артиллерийских орудий до современных ракетных комплексов.
Вплоть до XX в. артиллерийские орудия, отлитые из пушечной бронзы (сплав меди с небольшим, до 11%, количеством олова) часто называли «медными». Эта историческая традиция послужила основой для именования экспозиции «Медным двором». Она объединяет великолепные по своей красоте пушечные стволы разных стран и эпох.
В новом комплексе представлены старинные мортиры, созданные мастерами пушечного и литейного дела России, Китая, Пруссии, Швеции, Франции, Персии, Османской империи и т.д., начиная с XVI в. и заканчивая второй половиной XIX в.
Первые мортиры появились в конце XIV века. Ствол орудий нового типа стал значительно короче по сравнению с обычными пушками и имел более толстые стенки. Широкое жерло позволило к тому же применять новые типы снарядов, такие как ядра и металлические болванки, пустотелые снаряды, начиненные взрывчатыми смесями, которые при помощи фитилей взрывались или в воздухе, или по достижении цели.
Считается, что мортира заимствовала форму от химической ступки, которой якобы пользовался легендарный монах Бертольд Шварц при работе над созданием пороха. На латыни это оружие называлось mortarium («ступка»).
Мортиры оказались полезны при осадах, поскольку если бомбарда оказывалась не в состоянии проломить стену или ворота, то мортира могла перебрасывать через высокие стены разрывные бомбы и тяжёлые ядра, которые могли от крыши до основания разрушать городские постройки и уничтожить живую силу противника.
Экспозицию открывают уникальные русские мортиры, созданные знаменитыми литейщиками второй половины XVII века, среди которых Пантелей Яковлев, Яков Дубина и Логин Жихарев.
Также представлены орудия более позднего времени, которые, отливались на Ижорском адмиралтейском заводе и Санкт-Петербургском арсенале вплоть до середины XIX в.
Настоящим украшением коллекции являются мортиры конца XVII — начала XVIII века, отлитые в Риге, которая была в то время одним из крупнейших городов Шведского королевства.
В 1710 г. русская армия начала осаду этого города. После капитуляции Риги было захвачено большое количество артиллерийских орудий, некоторые из которых представлены в новой экспозиции музея.
Красотой и изяществом отличается прусская трофейная мортира, отлитая в самом начале XVIII века при первом короле Пруссии Фридрихе.
Она является трофеем Семилетней войны 1756-1763 гг. и привезена в Санкт-Петербургский арсенал после взятия Мемеля (современная Клайпеда). Мортира отличается богатым литьём с изображением королевских монограмм, прусского орла, растительных орнаментов, военной арматуры.
Две красивых мортиры были отлиты в Священной Римской империи германской нации в 1717 году. Они украшены вензелями императора Карла VI и двуглавыми орлами — имперским гербом. К слову сказать, эти мортиры могли быть обращены и против России, т. к. в этом году случился конфликт, вызванный бегством царевича Алексея, сына Петра I, к Карлу VI.
Многие из представленных мортир изготовлены известными европейскими мастерами. Так, на экспозиции можно увидеть несколько мортир, созданных Герхардом Мейером, представителем знаменитого семейства бронзовых литейщиков.
Это была целая династия немецкого происхождения, работавшая с конца XVI до конца XVIII века в Копенгагене, Флоренции, Риге, Стокгольме, Таллинне и других городах. Герхард Мейер уже в возрасте шестнадцати лет был назначен королевским пушечным мастером шведским королем Фредриком I. В конце жизни он даже стал членом Королевской академии наук.
Весьма примечательна и французская мортира, отлитая в г. Дуэ Жан-Жаком и Жаном-Бальтазаром Келлерами в 1685 г. Два этих брата оказали большое влияние на создание пушек во Франции и изготовили тысячи артиллерийских орудий.
Новый комплекс объединил около 30 мортир, большинство из которых сохранилось в единственном экземпляре и долгое время хранилось в закрытых фондах музея.
«Медный двор» будет частью внешней экспозиции музея, которая открыта постоянно в его внутреннем дворе. В осенне-зимний период вход на внешнюю экспозицию — бесплатный.
Адрес музея: г. Санкт-Петербург, Александровский парк, 7 (метро «Горьковская»)