Климат в команде, состояние спортсмена и холостые тренировки

Стендовая стрельба, журнал «КАЛАШНИКОВ»

О психологической подготовке в стендовой стрельбе. Часть III
От редакции. Вашему вниманию предлагается завершающий материал цикла, посвящённого психологической подготовке стрелка-стендовика высокого класса. Предыдущие статьи опубликованы в №№ 9, 10 за 2017 г.
Одним из важных направлений в подготовке спортсменов является создание в команде благоприятного психологического климата, когда в основе отношений между спортсменами в коллективе лежит взаимное уважение, доброжелательность и одновременно высокая требовательность каждого к себе. А. С. Макаренко говорил, что хороший коллектив отличает единая целеустремленность, равноправие членов, несмотря на различия в уровне мастерства, и единство руководства. Спортсмены дружного, сплоченного коллектива всегда продуктивнее тренируются, в соревнованиях выступают успешнее. Дружеские отношения, взаимная симпатия и доверие, умение критически относиться к себе, давать справедливую оценку товарищам по команде являются важными факторами, обуславливающими надлежащий ход тренировок, а также более успешное выступление в соревнованиях. Практическими наблюдениями установлено, что дружному, сплоченному коллективу можно давать более сложные задания, чем спортивной команде менее сплочённой, разобщенной.

Стендовая стрельба, журнал «КАЛАШНИКОВ»

Сборная команда СССР перед Олимпиадой в Сеуле. Слева направо, первый ряд: О. Кулаков — тренер по «трапу», У. Саалисте (Эстония), С. Демина (РФ), А. Лавриненко (Киев). Второй ряд: И. Березюк — тренер по «скит»у, А. Черкасов (РФ), Е. Петров — главный тренер, Д. Монаков (Киев), победивший на этой Олимпиаде, В. Тимохин (Баку) и Т. Имнаишвили(Тбилиси)

В создании прочного здорового коллектива велика роль тренера. Крайне важно, чтобы тренер был примером силы воли, организованности, исполнительности, трудолюбия, целеустремлённости, как в спорте, так и в быту, тогда его требования к спортсменам будут мотивированы. Положительные результаты в этой работе приносит создание традиций в команде, таких, например, как чествование победителя, организация работы совета ветеранов команды, который активно участвует в воспитании молодежи. Тренер должен стараться чаще проводить коллективные мероприятия: выезд на охоту, рыбную ловлю, на экскурсии, посещение кино и театра.
Большое значение в воспитании спортсменов, а также в создании дружного коллектива имеют коллективные беседы тренера с командой. С помощью научно обоснованных данных необходимо формировать у спортсменов правильное отношение к спортивной тренировке, питанию, сну, восстановительным мероприятиям (массаж, баня, витаминизация и т.д.), отдыху и культурно-массовым мероприятиям.
Спортсмены, уяснившие себе значение спортивного режима, тренируются регулярно, тренировки не пропускают, задания выполняют с полной отдачей сил, тем самым формируя в себе уверенность, психологическую готовность к успешному выступлению в соревнованиях. Детальный разбор участия спортсменов в тренировке или соревновании, на котором вскрываются истинные причины ошибок и указываются пути их исправления, является хорошей школой повышения квалификации. Неэффективны те разборы, где тренер всё сводит только к констатации ошибок или захваливанию спортсменов. Последнее приводит к самоуспокоенности, зазнайству, снижению самоконтроля и активности в работе.
Оценивая неудачное выступление спортсмена, тренер не должен давать волю эмоциям, чтобы необдуманными фразами не снизить уровень активности у спортсмена на будущее. В результате разбора спортсмены должны получить чёткое представление о своих ошибках, путях их ликвидации и хорошо усвоить ближайшие задачи. Кроме того, при разборе необходимо учитывать, что существуют общие проблемы, вопросы и замечания, о которых можно говорить всему коллективу, несмотря на то, что это может относиться только к отдельным его членам.
Наряду с этим ряд вопросов (разбор технических ошибок, некоторые индивидуальные вопросы тактики ведения стрельбы и коррекции индивидуальных планов, вопросы подгонки оружия и т. д.) не следует разбирать в присутствии всех членов команды. Это надо делать индивидуально с каждым спортсменом отдельно.
Следующий момент, на который необходимо обращать внимание, — это учёт и коррекция психического состояния спортсменов. Общеизвестно, что по мере приближения ответственных соревнований у спортсменов появляется состояние повышенного возбуждения и беспокойства. Накануне соревнований, и особенно в день старта, это состояние может проявляться в виде сильного перевозбуждения или апатии. В стендовой стрельбе соревнования проводятся в два дня, и каждая серия является самостоятельным стартом.

Стендовая стрельба - чемпион на рубеже

Алексей Алипов – единственный российский олимпийский чемпион по стендовой стрельбе

Возбуждение, вызванное приближением соревнования, обычно проявляется в повышенной раздражительности, ухудшении сна, колебаниях кровяного давления. Определённый (оптимальный) уровень возбуждения не только не вреден, но является необходимым для успешного выступления. Спортсмены не должны бояться этого состояния, скорее наоборот. Поэтому тренера должно настораживать отсутствие возбуждения у подопечного перед соревнованиями или перед серией. Достаточно точным показателем уровня возбуждения спортсмена перед стартом является частота сердечных сокращений. У каждого спортсмена есть своё оптимальное, или, как его называют, «боевое» состояние, которое характеризуется определённой частотой сердечных сокращений, манерой поведения, схемой подготовки к старту и рядом других признаков, свойственных только ему. Работая со стрелками, тренер накапливает эти данные. Сопоставляя показатели текущего наблюдения с имеющимися данными, оптимальными для данного спортсмена, тренер получает весьма достоверную картину его предстартового состояния.
Существует ряд методов регуляции предстартового состояния спортсменов. Широко известен метод аутогенной тренировки, который заключается в обучении спортсменов способам саморегуляции посредством внушения или самовнушения. Обучаемым предлагают расслаблять различные группы мышц усиленным акцентированием внимания на этом процессе. По мере освоения этих приемов спортсмены могут научиться регулировать частоту своего пульса.
Видоизменяя под свои индивидуальные особенности этот метод, многие опытные спортсмены освоили регуляцию психического состояния посредством мысленного представления различных жизненных ситуаций. Например, одни, желая повысить уровень своего предстартового возбуждения, уединившись, представляют ситуацию своего провала на соревнованиях и его последствий (осуждение товарищей, исключение из команды и т.п.). Другие, наоборот, желая получить тот же эффект, представляют в деталях ситуацию своей победы, церемонию награждения и торжественного подъёма флага, встречу в аэропорту и т.д. Главное, чтобы спортсмен подобрал для себя какие-либо символы, образы или ситуации, думая о которых он получил бы желаемый эффект.
Также важно установить, что является ведущим мотивом для того или иного спортсмена: уверенность в победе или боязнь неудачи. При этом те, у кого возникает боязнь неудачи, нисколько не слабее тех, у кого ведущим мотивом является уверенность в успешном выступлении.
Отдельные спортсмены, желая снизить уровень возбуждения, с успехом используют тот же метод, представляя людей и ситуацию, которые вызывают у них чувство успокоенности и душевной уравновешенности. Например, вспоминают свой дом, семью, родителей или любимое занятие.
Американский психолог Д. Кретти (1978 г.) рекомендует для успокоения перевозбужденных спортсменов проводить с ними беседы, в которых надо постараться снизить действительную значимость соревнований. При этом тренер сообщает спортсмену, что его выступление на данных соревнованиях сильно не повлияет на оценку его спортивной деятельности в сезоне и т.п. И, наоборот, спортсмену со слишком низким уровнем возбуждения надо внушить, что от его результата зависит успех команды, его общества, что сотни, тысячи людей ждут от него высокого результата и т.д.

Perazzi MX8

Важная составляющая психологической стабильности стрелка — абсолютное доверие своему оружию. На сегодняшний день всего несколько компаний смогли завоевать безупречную репутацию среди высококлассных стрелков. Модель MX8 компании Perazzi многие годы верой и правдой служит стендовикам уже нескольких поколений, постоянно подтверждая реноме производителя

Кроме того, уровень возбуждения перед соревновательной серией можно повысить, проведя короткую энергичную разминку (гимнастика, бег).
Одним из распространенных методов снижения уровня возбуждения (особенно в период длительного ожидания серии) является т.н. «отключение» спортсмена от соревновательной ситуации. Для этого используют беседы на темы, не касающиеся данного соревнования и не вызывающие сильных эмоций (о рыбной ловле, охоте и т.п.). Заканчивать «отключение» нужно за время, которое необходимо, чтобы спортсмен успел сделать разминку и настроиться на серию.
Также весьма эффективен метод аутогенных упражнений, основанных на максимальном мышечном расслаблении, которые сочетаются с самовнушением. Имеется две стадии аутогенной тренировки:
— умение расслабиться, создать ощущение тяжести, тепла или холода;
— метод самовнушения, который способствует быстрому успокоению спортсмена до оптимального уровня и достаточно быстрому частичному восстановлению.
Высокий уровень возбуждения накануне соревнования часто бывает причиной плохого сна спортсменов. Они могут испытывать повышенную тревогу, беспокойство от сознания того, что мало и плохо спали перед стартом. Однако значительный запас физической и нервной прочности, накопленный за время подготовки, является гарантией того, что неполноценный сон накануне выступления не повлияет отрицательно на результат. Это вызвано, по-видимому, тем, что лёгкое утомление, расслабление в результате полубессонной ночи снимает излишнее возбуждение, доводя его до оптимального уровня.
Вообще, у спортсменов должна быть выработана определённая привычка к соревновательной обстановке. Для этого им просто надо участвовать в соревнованиях различных рангов. Ну, как минимум не менее одного соревнования в месяц.

Главный тренер сборной СССР по стендовой стрельбе Николай Дмитриевич Покровский

Главный тренер сборной СССР по стендовой стрельбе Николай Дмитриевич Покровский настраивает А. Черкасова перед очередной серией

Конечно, не все эти старты должны быть стартами, где стрелок затрачивает максимум нервной энергии. Многие из них, конечно, должны быть значительно меньшего уровня ответственности, и тем не менее это есть получение практики участия в соревнованиях.
На психическое состояние спортсмена могут влиять обстановка, в которой он находится при непосредственной подготовке к соревнованиям, а также люди, которые его окружают. Тут велика роль тренера, который должен на завершающем этапе подготовки перед соревнованием и во время соревнования приложить максимум усилий, чтобы создать спортсменам максимально комфортные условия и постараться ликвидировать все сбивающие факторы и те, которые могут появиться и которые могут помешать спортсменам. Кроме этого, в течение сезона и непременно на заключительном сборе и в период пребывания на месте проведения соревнований, учитывая ранее накопленный опыт и пожелания спортсменов, надо так подобрать каждому спортсмену товарища или товарищей по комнате, чтобы они оказывали положительное воздействие на состояние друг друга. Некоторых спортсменов предпочтительнее размещать изолированно.
Спортсмен постоянно должен думать, анализировать и находить решение. Крайне важно убедить каждого спортсмена в необходимости продумывать все действия, связанные с его участием в предстоящей тренировке, соревновании или отдельной серии и даже во время серии перед стрельбой на очередном стрелковом номере. Предварительное продумывание действий перед стрельбой должно стать неотъемлемой частью тренировочной работы на стенде.
Эта мысленная стрельба проводится в той же строгой последовательности действий, что и реальная стрельба. Она помогает прочно закрепить в памяти спортсмена, даже находящегося в возбуждённом предстартовом состоянии, отработанные на тренировках действия и их последовательность.
Привычка к постоянному проведению «стрельбы в уме» помогает избежать определённых упрощений или усложнений действий, обусловленных соревновательным волнением. Являясь важным дополнением к тренировочной работе на стенде, воображаемая стрельба облегчает выработку динамического стереотипа технических действий, повышает психологическую готовность к безошибочному ведению стрельбы.
В ходе соревнования тренер, как правило, не имеет возможности прийти на помощь стрелку. Поэтому в случае промаха спортсмен должен уметь самостоятельно быстро и безошибочно установить, что явилось его причиной и что надо предпринять, чтобы ошибка не повторилась.
Нередки случаи, когда спортсмен в ходе соревновательной серии, сделав промах, начинает проявлять поспешность и, не преодолев дополнительной волны эмоций, вызванной промахом, и не проанализировав причину неудачи, стреляет в следующую мишень. Такое поведение нередко приводит к повторному промаху.
Чтобы избежать этого, надо после промаха постараться не спешить (насколько это дозволено правилами) с подготовкой к следующей мишени. На круглом стенде для этого стрелку следует переступить в пределах стрелкового места, затем вновь принять положение изготовки; на траншейном стенде — это пауза, связанная с ожиданием очередного выстрела. За этот короткий промежуток времени спортсмен должен сформулировать про себя: да, была допущена такая-то ошибка и надо сделать то и то, чтобы она не повторилась, а также, проявив самообладание, постараться не дать страху и растерянности нарушить правильность последующих действий. Стрелок должен убедить себя, что промах был случайным, вспомнить, что на тренировках он многократно и успешно поражал эту мишень, что ему известна причина неудачи и он не допустит её повторения. Затем, мысленно сделав два-три правильных выстрела по следующей мишени, он может продолжать серию. Это просто рекомендация, и каждый стрелок должен сам подобрать для себя набор действий, мыслей и их манеру. И у всех стрелков они будут различаться, но будут работать положительно.

Стендовая стрельба, журнал «КАЛАШНИКОВ»Таким образом, логическая последовательность индивидуальных действий стрелка после промаха должна быть следующей:
— сформулировать причину промаха;
— успокоиться, доведя свое состояние возбуждения до оптимального, боевого;
— принять решение, вводить ли поправку и, если надо, то какую именно;
— мысленно сделать два-три правильных выстрела (это индивидуально);
— начать на стрелковом месте подготовительные действия к стрельбе по следующей мишени.
К сожалению, в последние годы стало значительно меньше уделяться внимания этому крайне важному разделу тренировочной работы. Многолетняя практика подготовки стрелков-стендовиков показала, что те спортсмены, которые ежедневно хотя бы по одному, лучше по два часа работают с оружием без патрона, значительно быстрее обретают спортивную форму и отличаются стабильностью выступлений.
Систематическая тренировка без патрона, или, как её называют, холостая тренировка предотвращает многие ошибочные действия стрелка на стенде.
Этот простой и весьма доступный вид тренировочной работы позволяет значительно увеличить объём тренировок. Поскольку работа проводится без мишени, всё внимание стрелка и тренера направлено только на выполнение элементов техники, а это в значительной степени быстрее позволяет стрелку освоить и прочнее закрепить наиболее рациональные приемы.
Известно немало примеров, когда во время «холостой» работы с ружьем спортсменам удавалось найти причину ошибки, которая проявлялась промахами во время реальной стрельбы. Многие смогли найти наиболее удобное для себя положение при изготовке, и секрет тут в том, что при такой работе нет мишени, которая, хотим мы или нет, требует максимального внимания, которого и не хватает, чтобы определить ошибку.
Проводить тренировку с оружием без патрона можно на воздухе или в помещении. При этом стрелок должен мысленно представить себе площадку круглого или траншейного стенда и производить все действия (подготовительные, основные и заключительные), начиная с концентрации внимания перед выходом на стрелковый номер и кончая выходом из него после «холостого выстрела». При холостой работе стрелка на круглом стенде, он представляет себе, что он на первом стрелковом месте, затем на втором и т.д. То есть он должен принимать ту изготовку, которая соответствует данному стрелковому месту.
Преимущества, которые дает холостая тренировка, обуславливают повышение психологической готовности спортсменов к высококачественному выполнению всего комплекса действий.
В приведённом материале указаны некоторые важные направления психологической подготовки стрелков-стендовиков. Индивидуальная психологическая подготовка каждого спортсмена требует от тренера знания его личностных особенностей и индивидуально подобранных мер воздействия. Искусство тренера в этой работе состоит в творческом поиске приёмов, соответствующих особенностям личности каждого спортсмена. Спортсмен должен принимать самое активное участие в этой работе.
Достижение успеха в этом направлении обеспечивается знанием общей и спортивной психологии, без которого сегодня уже невозможно на высоком уровне осуществлять процесс подготовки высококвалифицированных спортсменов.

Выступление Евгения Петрова

Автор статьи Евгений Петров выступает на торжествах, посвящённых юбилею Стрелкового союза России

Краткая справка об авторе. Евгений Петров родился 16 октября 1938 года в Москве. Заслуженный мастер спорта, Заслуженный тренер СССР, олимпийский чемпион и серебряный призёр, многократный чемпион мира, Европы и Советского Союза, рекордсмен мира
по стендовой стрельбе, единственный стрелок в мире, пять раз показавший на официальных соревнованиях абсолютный результат 200 поражённых мишеней из 200 возможных. Награждён двумя орденами «Знак Почёта» и многими медалями страны, а также золотой медалью Международного стрелкового союза, обладатель сертификата Международного тренера по стендовой стрельбе,
экс-директор Международной академии стрелкового спорта. В настоящее время разработчик и производитель отечественных охотничьих и спортивных патронов «СКМ-Индустрия».

 

Оставьте комментарий первым

Оставить комментарий