Оружейный журнал

Издаётся с 1999 г.

Статьи

В годах или выстрелах?

К вопросу о ресурсе первого ружья охотника

Совсем недавно на соревнованиях по охотничьей стрельбе, организованных «Питерхантом» в ССК «Невский» под Санкт-Петербургом, прошла стрелковая презентация турецкого гладкоствольного полуавтомата Kral M155. В числе прочего, сотрудники петербургского оружейного магазина «Барс», предоставившего ружьё, интересовались у стрелков их взглядами на долговечность охотничьего ружья. И знаете, они не нашли понимания у опрашиваемой аудитории…

С точки зрения отношения к оружию, современный охотник отличается от своего коллеги из советских времён, как покупатель «Весты» или «Поло» от счастливого обладателя «копейки» («Жигули» ВАЗ-2101) начала 70-х. В первую очередь, он изначально не смотрит на своё ружьё, как на нечто единственное и неповторимое и «на всю жизнь». Можно бесконечно долго рассуждать об особенностях психологии некоей мифической «фокус-группы» и конкретного индивидуума, но причина столь лёгкого взгляда на предмет обладания проста — наличие выбора. Более того, этот выбор в норме избыточен, а дополнительным побудительным мотивом к участию в «обменных процессах» является непрекращающийся процесс появления всё новых и новых предложений на рынке. В нашем случае речь идёт о прилавках российских оружейных магазинов.

На соревнованиях «Питерханта» в Санкт-Петербурге самозарядное газоотводное ружьё Kral М155, вынутое прямо из заводской упаковки опробовали стрельбой по летящим мишеням более 40 человек. Всего было сделано около 400 выстрелов без чистки и смазки. И без задержек и неисправностей

Работая в оружейном магазине в середине 90-х, я застал начало излёта советской покупательской идеологии, когда возрастной покупатель ещё приходил за своим иногда первым, но всегда последним (в планах) ружьём. Причём по аналогии с тогдашними обладателями «Жигулей», он был готов на бесконечный уход и отладку своего оружия, относясь к этому совершенно нормально.
Автомобилисты «сломались» раньше… Конечно, ещё некоторое время городские обладатели «иномарок» отечественного происхождения и недорогих «иностранцев» по инерции возили в багажнике инструменты и расходные жидкости, но надёжность современной техники, наличие информации о её грамотном обслуживании и доступность сервиса сделали своё дело.
В бюджетном сегменте охотничьих ружей перелом наступил в начале 2000-х, с появлением недорогих турецких ружей. Растянулся переходный период минимум на пять, а то и на десять лет, на протяжении которых росла компетентность турецких оружейников и фильтровались марки и модели, подходящие под российские реалии. Теперь именно в нижнем ценовом сегменте мы наблюдаем самый широкий ассортимент разномастных брендов, чьи ружья (в основном полуавтоматы 12 калибра) нормально работают, радуя владельцев точными выстрелами, надёжностью и безотказностью.
Но, казалось бы, чудес не бывает — откуда надёжность и функциональность в «бюджениках»? Тут всё просто — недорогой товар отличает от премиального не только цена, но и целый ряд факторов различной важности (ценность бренда в данном случае мы опустим). Это инжиниринг, технологии, материалы и пр. Можно даже говорить о таком совокупном понятии, как инновационность, забыв о дурном смысле слова, приданном ему отечественными чиновниками. Инновация «за недорого» — почти нонсенс, потому что на инновациях принято зарабатывать деньги, которые, в свою очередь, становятся основой рождения новых прорывных решений, меняющих облик потребительского продукта в той или иной области.
Но инновации, как рыба — они бывают «второй свежести». Отработав своё в дорогих сегментах, они спускаются вниз, придавая недорогим товарам ранее не присущие им свойства.
Так, например, было со стволами для нарезного оружия, качество которых ещё на рубеже веков существенно разнилось в зависимости от ценового сегмента. Со временем технология ротационной ковки и распространение ввиду удешевления высокоточного металлорежущего оборудования сделало производство «плохих» стволов мало разумным с экономической точки зрения. И теперь поперечник в 30 мм на 100 м подобранным патроном для бюджетного карабина совсем не редкость, тогда как году в 90-м нормой было значение раза в два-три больше.
А вот с используемыми материалами в оружии разных ценовых категорий всё обстоит несколько иначе. В первую очередь речь идёт о стальных и алюминиевых сплавах. Условно дорогие сплавы не просто прочнее, обладают лучшей износостойкостью или иными эксплуатационными качествами. В большинстве случаев и их механическая, термическая и т. п. обработка, в сравнении с дешёвыми материалами обходится существенно дороже — продолжительность работы оборудования, стоимость станков, инструмента, расходных материалов, квалификация работников. Таким образом, качество используемых материалов вместе с простыми (как правило) конструкторскими решениями, играет определяющее значение для уровня качества именно бюджетного оружия. Как в целом, так и отношении его надёжности, безотказности и ресурса.
Благодаря тому, что практически все современные «бюджетники» из той же Турции спроектированы на базе породистых «европейцев», с безотказностью у них проблем, в общем нет. С надёжностью ситуация похожая, хотя эта характеристика в большей степени зависит от качества изготовления отдельных деталей и узлов ружья, которое, в свою очередь влияет на ресурс. И именно о ресурсе гладкоствольного ружья мы поговорим поподробнее.
Для высококлассного регулярно тренирующегося стендовика или спортингиста ежегодный настрел в 25 000–30 000 выстрелов далеко не предел. Но эти цифры превращаются в совершенно фантастические применительно к нормальному, среднему охотнику. Более того, даже будучи разделёнными на десять, они не становятся хоть сколь-нибудь актуальными для обладателя первого ружья, купившего его для использования в качестве охотничьего.
Опросы, поведённые в оружейных магазинах Санкт-Петербурга среди владельцев охотничьих гладкоствольных ружей, позволяют говорить о том, что около 50% пользуются ружьём даже не каждый год, и лишь четверть опрошенных согласны отнести себя к регулярно практикующим стрелкам. В свою очередь, из этого числа только четвёртая часть респондентов на протяжении года делает из ружья более 500 выстрелов — то есть, примерно, 6–7%. И, самое интересное — среди последних практически нет стрелков, практикующих охоты и выезды на стенд со своим первым ружьём!
Думаю, что объяснение данному феномену следует искать в том самом выборе, который современный российский оружейный рынок предлагает охотнику.
Как правило, после приобретения своего первого ружья (обычно недорогого) массовый начинающий охотник определяется со своим отношением к охоте и стрельбе вообще на протяжении первых двух-трёх лет. По итогу ружьё может стать «недвижимостью» в оружейном сейфе, или подвигнуть владельца к более активному образу жизни.
Если это пара охот в год, да столько же выездов на стенд «за тарелочками» в преддверии сезона, то мысли о смене ружья навряд ли посетят владельца. Причём причина в данном случае не финансовая, а психологическая — охотник просто не получит возможности достаточно глубоко погрузиться в оружейный мир, не осмотрится в нём, не станет тонко настраиваться под окружающую обстановку.
В противном случае, заинтересовавшись арсеналом продвинутых коллег, раз приняв участие в соревнованиях, разбудив свои охотничьи инстинкты и амбиции, вчера ещё начинающий охотник рискует стать полноценной «жертвой рынка» в самом хорошем смысле этого слова. И в дальнейшем его задействованность в «гонке вооружений» зависит от толщины кошелька, азарта и присутствия/отсутствия здравого смысла. Происходить же всё будет уже не в сегменте бюджетных ружей.
В общем, если говорить о практическом смысле понятия «ресурс» применительно к бюджетному ружью, я бы считал приемлемым значение в 10 000 выстрелов избыточным. Причём под таким ресурсом я подразумеваю функционирование оружия с учётом возникновения несложных неисправностей, которые владелец ружья может устранить своими силами.
Разумной во всех отношениях цифрой для «бюджетного» ресурса мне представляется 5 000 выстрелов, которые усреднённый российский охотник не сделает и за 10 лет размеренной и даже охотничьей жизни. О крайностях, как исключениях, подтверждающих правило в данном случае рассуждать неуместно.
А вот о результатах стрелкового теста гладкоствольного газоотводного полуавтомата Kral M155 можно и рассказать. Надо сказать, что презентационные стрельбы практически всегда проходят в несколько приподнятом настроении, поскольку они бесплатны для участников. Отсюда, обычно, и исключительно положительные впечатления.
В случае с М155 магазин «Барс», по большому счёту, немножко рисковал, поскольку, несмотря на уверенность в марке и модели, мероприятие носило публичный характер при десятках неорганизованных свидетелей и кто-нибудь из присутствующих вполне мог малейший «затык» превратить в интернет-катастрофу. Но, не то, чтобы, как говорится, обошлось, а, скорее, всё получилось — вынутое прямо из заводской упаковки ружьё опробовали в деле более 40 человек, сделав из него около 400 выстрелов без чистки и смазки. Без задержек и неисправностей.
По итогу мероприятия в планах «Барса» появился длинный ресурсный тест ружья Kral М155, о результатах которого мы обязательно расскажем читателям «КАЛАШНИКОВА» в дальнейшем.

Добавить комментарий

Свежий номер
Партнёры
Видео
Вход
Письмо в редакцию

Журнал «КАЛАШНИКОВ. Оружие, боеприпасы, снаряжение»

Учредитель ООО «Азимут».
Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ № 77-1343 от 10 декабря 1999 г. выдано Министерством РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций.

Главный редактор
Михаил ДЕГТЯРЁВ

Заместитель главного редактора
Сергей МОРОЗОВ

Научный редактор
Юрий ПОНОМАРЁВ

Редактор отдела охоты и спорта
Римантас НОРЕЙКА

Редактор отдела пневматического оружия
Владимир ЛОПАТИН

Администратор сайта
Алексей ДЕГТЯРЁВ

Дизайн, вёрстка
Людмила МАТВЕЕВА

Директор по рекламе 
Вера ПАХОМОВА

Специальные корреспонденты
Руслан ЧУМАК, Евгений АЛЕКСАНДРОВ, Сергей МИШЕНЁВ

Бухгалтер
Ольга ЯСКЕВИЧ

Распространение
ООО «Инфо Маркет Сервис»

Генеральный директор
Марат МУСИН

Директор по продажам
Татьяна КАЛИЧКИНА

Журнал «КАЛАШНИКОВ» издаётся с ноября 1999 г. и является официальным печатным изданием Федерации практической стрельбы России, Союза российских оружейников и Федерации стрелково-спортивного многоборья. С 1997 по 1999 гг. журнал выпускался под названием «Ружьё. Оружие и амуниция».

Помимо собственно оружия всех типов и времён, в сферу интересов «КАЛАШНИКОВА» входит его практическое использование в любых формах: охота, спорт, боевое применение, развлекательная стрельба, самооборона и т. п.

«КАЛАШНИКОВ» тесно сотрудничает с ведущим европейским специализированным изданием — немецким оружейным журналом Deutsches Waffen-Journal (DWJ). Русскоязычная версия журнала DWJ, состоящая из наиболее интересных для отечественного читателя статей, выходит ежемесячно как часть «КАЛАШНИКОВА» (в формате «журнал в журнале»).

Журнал «КАЛАШНИКОВ» является участником крупнейших оружейных выставок (SHOT Show, IWA, IDEX, Arms & Hunting и др.) и по приглашению ведущих мировых производителей оружия и оптики (Swarovski, Browning Winchester, Fabarm, Kahles, Sako, Blaser, Zoli, Zeiss, Merkel, Sheiring, Ceska Zbrojovka, Benelli) посещает производственные комплексы в самых разных странах мира.

Тесная связь редакции со всеми ведущими российскими импортёрами охотничьего оружия, отечественными и зарубежными оружейными заводами и испытательными полигонами обеспечивает достоверность и профессионализм публикуемых материалов об оружии, боеприпасах, снаряжении, истории, охоте, стрелковом спорте, боевом опыте.

Среди авторов журнала «КАЛАШНИКОВ» ведущие разработчики, испытатели, спортсмены, эксперты, чья высокая репутация известна не только в России, но и за рубежом.

Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ № 77-1343 от 10.12.1999 г., выдано Министерством по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций.

Журнал выходит ежемесячно, тиражом 30 000 экз.

Мы рады приветствовать читателей «КАЛАШНИКОВА» на обновлённом сайте и надеемся, что новый формат позволит с большим удобством пользоваться всем нашим информационным массивом и даже влиять на содержание журнала.

Главная новость — с 2016 года запускается электронная версия журнала (пока без DWJ) на сайте www.kalashnikov.ru. Статьи из журнала будут появляться на сайте по мере их перевёрстки в экранный формат, вместе с новостями из свежего номера. У зарегистрированных посетителей появится возможность комментировать статьи.

Содержание свежего номера доступно при клике на его обложку на главной странице, а отдельные статьи вы можете видеть справа от неё (доступны по ссылке «Читать далее»). Уже опубликованные в электронном виде статьи в содержании видны по активным ссылкам. Свежие номера и подписка на полный формат (с DWJ) в наших фирменных приложениях в App Store и Google Play остаются платными (см. раздел «Подписка»), но по мере устаревания (через месяц после выхода) доступ к номерам становится свободным.

Обратите внимание, что раздел «Подшивка», где можно найти все архивные номера «КАЛАШНИКОВА», будет наполняться постепенно и на протяжении этого времени мы сохраняем доступ к старой версии сайта.

Надеемся, что с нами будет интересно!

Редакция журнала «КАЛАШНИКОВ»

ООО «Азимут», 191028, Санкт-Петербург, а/я 28 
+7 (812) 380 92 18
 info@kalashnikov.ru  

ООО «АЗИМУТ»

ИНН 7813123393 КПП 784201001

Р/с 40702810455040005418
В Дополнительном офисе № 9055/01945 Северо-Западного банка
ОАО Сбербанка России.
К/с 30101810500000000653
БИК 044030653

Юридический адрес:
191123, г. Санкт-Петербург, ул. Фурштатская д.33,
пом. 10 Н
Адрес для корреспонденции:
191028, г. Санкт-Петербург, а/я 28
ОГРН 1037828010252
ОКАТО 40298564000 ОКПО 52147669 ОКВЭД 58.14
ОКФС 16 ОКПФ 65

Похожие статьи