О психологической подготовке в стендовой стрельбе. Часть II
Краткая справка об авторе. Евгений Петров родился 16 октября 1938 года в Москве. Заслуженный мастер спорта, Заслуженный тренер СССР, олимпийский чемпион и серебряный призёр, многократный чемпион мира, Европы и Советского Союза, рекордсмен мира по стендовой стрельбе, единственный стрелок в мире, пять раз показавший на официальных соревнованиях абсолютный результат 200 поражённых мишеней из 200 возможных. Награждён двумя орденами «Знак Почёта» и многими медалями страны, а также золотой медалью Международного стрелкового союза, обладатель сертификата Международного тренера по стендовой стрельбе, экс-директор Международной академии стрелкового спорта. В настоящее время разработчик и производитель отечественных охотничьих и спортивных патронов «СКМ-Индустрия».
Одной из важных задач, которую призвана решать психологическая подготовка, является создание и поддержание высокой мотивации спортсмена, которая обеспечивает его высокую активность спортсмена в процессе подготовки. Решение этой задачи делает спортсмена готовым и именно по собственному желанию в течение длительного времени переносить большие специальные, физические и психические нагрузки, вести строго регламентированный образ жизни, в котором нет места никаким соблазнам, подчинить всё одной цели — созданию высокого уровня спортивной готовности.
Проблема мотивации уже много лет занимает одно из ведущих мест в системе подготовки спортсменов. Основной вопрос состоит в том, что и как должны делать тренер, руководитель команды, врач, массажист и в том числе члены семьи спортсмена, чтобы пробудить в спортсмене, а затем поддерживать максимальную активность, продуктивность работы, полную отдачу сил в тренировочном процессе независимо от его условий и направленности.
Для достижения успеха в этой работе, которая в значительной степени зависит от способностей тренера, его интеллекта, эрудиции, умения заразить спортсменов фанатичной любовью к стрельбе, существует несколько способов. Один из наиболее доступных и эффективных — это групповые и индивидуальные беседы со спортсменами. В групповых беседах тренер должен постараться подвести спортсменов к выводу (желательно, чтобы они сделали его сами), что достижение спортивных вершин возможно только при условии регулярных тренировочных занятий. При этом полезно привести примеры из жизни известных спортсменов в стендовой стрельбе или в других видах спорта.
Темы бесед могут быть самыми разными: о планах подготовки, объёмах тренировочных нагрузок, технике стрельбы лучших отечественных и зарубежных стрелков, конструктивных особенностях ружей, патронов, метательных машинок, стендов и т.д. Основной формой таких бесед должно быть общее обсуждение, где каждый может высказать свое мнение, задать вопросы. И желательно, чтобы к правильному ответу по той или иной проблеме спортсмены приходили бы сообща.
Участие спортсменов в дискуссиях, разговор о любимом виде спорта способствуют укреплению командного духа, повышению личной ответственности спортсменов за выполнение задач, стоящих перед командой, расширению их знаний, а всё вместе это в значительной степени повышает уровень мотивации членов команды. Эти коллективные беседы должны, по возможности, проводиться достаточно регулярно и особенно в подготовительном периоде.
В коллективных беседах с командой не следует обсуждать какие-либо недостатки в технике стрельбы того или другого стрелка или же, наоборот, приводить в пример технику стрельбы какого-либо члена команды. Можно и нужно говорить об элементах рациональной техники стрельбы или об ошибках, но безотносительно к присутствующим.
Не менее важна роль и индивидуальных бесед тренера со спортсменом. Тут уже в полной мере должны учитываться индивидуальные особенности каждого спортсмена и лёгкий акцент в таких беседах делается на имеющиеся проблемы в подготовке спортсмена, которые беспокоят и тренера и самого спортсмена. Словесная работа тренера со спортсменом может быть проведена и прямо на стенде, допустим, перед выходом на площадку или после очередной серии.
Длительность контакта тренера со спортсменом не так важна. Для спортсмена важна краткость, доходчивость и аргументированность того, что сказал ему тренер.
Древнегреческий философ Аристотель сказал: «Слово — самое сильное оружие человека». О великой силе слова хорошо сказал отечественный поэт Вадим Шефнер:
«Слово может убить,
Слово может спасти,
Слово может полки
За собой повести».
В случае если тренер в какой-то момент хочет что-то посоветовать спортсмену, то он должен быть полностью уверен, что данный совет необходим спортсмену и именно в данный момент, но если у тренера есть сомнения, то лучше этот вопрос пока не трогать. Потому что, если тренер даст спортсмену ошибочный совет, то спортсмен, следуя этому совету, вскоре поймёт, что тренер ошибся и его совет не работает. Раз ошибся, другой раз ошибся, и доверие спортсмена к тренеру будет утрачено. А что может быть хуже утраты доверия в этой паре?
Иногда в команду приходит работать специалист — психолог. Здесь надо заметить, что эти специалисты должны достаточно хорошо изучить особенности характера каждого спортсмена, с которыми им предстоит работать, и, конечно же, они должны владеть спецификой стендовой стрельбы. Следовательно, если психолог пришёл в команду совсем недавно, то в ближайшее время не стоит ожидать от него какой-либо действенной помощи.
Другое дело, если профессиональный психолог приходит в команду с целью провести обследование членов команды. Для одного из видов такого обследования каждый спортсмен должен заполнить вопросник с большим количеством несложных вопросов. Этих вопросов может быть больше сотни, но они простые. После обработки заполненных вопросников психолог уже может с большой долей точности охарактеризовать каждого спортсмена и его состояние на данный период. С данными, полученными психологом в ходе обследования, он детально знакомит только тренеров. Спортсмены не должны знать результаты обследования. Кроме этого тренеры получают рекомендации психолога по каждому спортсмену. Он может сказать, кто из спортсменов как мотивирован, указать уровень заинтересованности спортсмена в тренировочной работе, степень устойчивости к стрессу каждого спортсмена на данный момент и т.д. Такие обследования желательно проводить примерно раз в три-четыре месяца, и особенно полезно — на первом этапе подготовки к ответственным стартам. Данные таких обследований могут оказать большую помощь в подготовке спортсменов на заключительном этапе и при отборе в стартовую команду перед важными соревнованиями.
Работа по созданию и поддержанию высокого уровня мотивации у спортсменов должна проводиться регулярно и носить комплексный характер. Кроме бесед желательно планировать встречи с известными людьми, посещение предприятий, где спортсмены могут своими глазами увидеть, что такое реальная трудовая деятельность, видеопросмотры выступлений мировых лидеров стендовой стрельбы и т.д.
В период учебно-тренировочных сборов для повышения интереса спортсменов рекомендуется вывешивать таблицы результатов контрольных стрельб и занятых мест, объявлять конкурс на лучшего на данном сборе стрелка. Проводя контрольно-отборочные стрельбы, целесообразно, допустим, силами шефствующей организации учредить памятные призы и организовать их торжественное вручение.
Трудно исчерпать все многообразие форм и методов работы по созданию высокой мотивации спортсменов. В значительной степени успех зависит от инициативности тренеров и руководителей. Кроме того, в этой работе должны принимать участие врач, массажист и все, кто работает с командой.
И, наконец, проводя эту работу, необходимо:
– развивать у спортсменов чувство единой команды;
– добиваться чёткого представления спортсменами цели их работы (на тренировке, на сборе, на этапе, в году и в перспективе), а также общих и частных установок для достижения успеха, роста результатов и их стабильности;
– обеспечить как можно большую эмоциональность тренировочного процесса;
– коллективно обсуждать и утверждать планы и задания для команды;
– обсуждать и утверждать индивидуальные планы и задания следует один на один со спортсменом.
Теперь поговорим о влиянии качества проведения тренировочной стрельбы на стенде на психологическую подготовку.
Тренировочная стрельба на стенде является одним из основных средств формирования и совершенствования специальных способностей стрелка, которые определяют его результативность и стабильность. Поэтому от качества тренировочной работы в первую очередь зависит успешность выступления спортсмена в соревнованиях.
Показателями эффективности тренировки на стенде являются частота тренировок, объём нагрузки в мишенях, её интенсивность как степень психической напряжённости этой нагрузки, продолжительность тренировки и, что особенно важно, психологически грамотное её проведение.
Основой успешного проведения тренировочных занятий является тщательно продуманный план, с которым каждый спортсмен должен быть ознакомлен заранее. В плане должны быть учтены индивидуальные особенности спортсменов, уровень их мастерства, условия тренировки и период подготовки. Очевидно, что в переходном периоде, который следует после соревновательного сезона, основной упор делается на восстановительные мероприятия и физическую подготовку. Тренировки на стенде в этот период довольно редкие и небольшого объёма, с целью поддержания технического навыка.
В подготовительном периоде объём физической подготовки постепенно снижается, а стрелковой постепенно увеличивается. Основная цель тренировок на стенде в этом периоде — это восстановление техники стрельбы, её тонкостей, которые были частично утрачены в переходном периоде. Здесь не так важна стрельба сериями, важны многократные повторения мишеней, которые пока ещё вызывают сомнения.
Во второй половине подготовительного периода начинается как бы собирание в единое целое всего того, что было наработано, т.е. увеличивается количество стрельбы сериями. Отработка отдельных мишеней остается, но в меньшей степени. Тут уже идёт наработка серий на результат.
Из многолетней практики подготовки для этого периода можно рекомендовать следующий порядок проведения тренировочного дня: вначале все стреляют серию без отработки, т.е. на результат. Совершенно не обязательно, чтобы этот результат был бы 25 из 25, но это серия представляет собой как бы срез, который показывает уровень подготовленности спортсмена. Далее идет стрельба с работой над техникой, по мишеням, которые вызывают какое-то сомнение, проверяются элементы изготовки и т.д. И, наконец, тренировка завершается серией без отработки, т.е. опять на результат.
На последнем этапе подготовительного периода, который переходит в соревновательный период, акцент делается на стрельбе на результат. Тут полезно участвовать в ряде локальных соревнований, которые будут играть роль контрольно-подготовительных и на которых выявляются оставшиеся слабые места в подготовке. И тут, на последнем этапе, нельзя пренебрегать отработкой отдельных мишеней. Да, в основном стрельба проводится сериями, но после серии надо дать возможность стрелкам, у которых есть какие-то сомнения, отстрелять несколько мишеней, чтобы они избавились от этих сомнений.
Холостая работа с ружьём присутствует на всех этапах, и чем больше, тем лучше. Вообще-то раньше на сборах, когда с хранением оружия было не так строго — у всех ружья стояли в углу комнаты — спортсмены брали их по 5–10 раз в день и работали вхолостую прямо там же в комнатах. Серебряный призёр Токийской Олимпиады П.В. Сеничев работал вхолостую часами и каждый день. В течение дня он принимал 300–500 воображаемых мишеней.
Кстати, я не верю в какую-либо пользу холостой работы с ружьём, если эта работа проводится прямо на площадке, по мишеням, которые принимает кто-то другой. Хотим мы этого или нет, но в этом случае всё внимание стрелка будет отвлекать сама мишень, а оно должно быть направлено на правильность выполнения движений.
При разработке планов тренировочных занятий, независимо от периода подготовки, необходимо соблюдать следующие общие принципы.
1. Тренировка должна состоять из трёх частей — подготовительной, основной и заключительной.
Подготовительная часть начинается с разминки, разогревающей мышцы, и заканчивается упражнениями с ружьём или без него, имитирующими основные технические действия стрелка на площадке. Разминка необходима для того, чтобы помочь стрелку подготовиться к эффективной работе на площадке. Очень важно психологическое значение разминки, особенно ее второй части, настраивающей спортсмена на тренировку. После разминки стрелок не должен быть утомлённым, поэтому ее продолжительность и интенсивность зависят от физической подготовленности каждого спортсмена. Разминка весьма важна, и поэтому она должна быть обязательным элементом подготовки каждого стрелка. Как и какую разминку будет проводить стрелок, это вопрос строго индивидуальный. В конце концов, каждый уже сформировавшийся стрелок должен иметь свою собственную разминку, которая является неотъемлемой частью его «ритуала» подготовки.
Содержание основной части тренировки определяется задачами данного периода подготовки. Отработку отдельных элементов, связанную с наибольшими нервными затратами, надо планировать в первой половине основной части, пока у спортсмена не появились признаки утомления. Объём работы над отдельными элементами и объём стрельбы сериями должны быть примерно равными в одной тренировке, чтобы спортсмены постоянно совершенствовались в работе над целой серией как составной частью соревнования.
В завершающей части тренировки предпочтительнее планировать стрельбу серии или сериями для определения эффективности усвоения спортсменами работы, проделанной в основной части тренировки.
По окончании стрельбы на стенде, чтобы снять остаточное нервное напряжение, спортсменам рекомендуется делать пробежку в спокойном темпе в течение примерно 5 минут.
2. Спортсмены должны быть заранее ознакомлены с планом тренировки, так как это позволяет им настроиться на определенную, конкретную работу, что, в свою очередь, делает её более эффективной.
3. При планировании содержания тренировочного занятия тренер должен стараться включать в неё что-то новое, так как при однообразной длительной работе значительно раньше наступает физическое утомление и снижается уровень внимания. Очень полезно в тренировку включать элементы соревнования. Повышенный уровень психической напряжённости, часто встречающиеся новинки значительно повышают активность спортсменов.
В качестве новинок, например, можно рекомендовать стрельбу до промаха, стрельбу с укороченной или удлинённой дистанции, стрельбу с мест, расположенных между стрелковыми номерами, турнирную стрельбу, стрельбу патронами с уменьшенным снарядом дроби, стрельбу по маленьким мишеням (90 и 60 мм в диметре), контрольные стрельбы, в которых общий результат засчитывается только при наличии хотя бы одной серии 25 из 25 и т.д. Новинок множество. Вместе с тем крайне важно, чтобы элементы разнообразия, включаемые в тренировку, соответствовали по своему смыслу основной направленности занятия, способствовали решению поставленных задач. Поэтому, очевидно, не следует планировать стрельбу до промаха в начале подготовительного периода или стрельбу с увеличенной дистанции накануне соревнований.
4. Планируя тренировки, особенно в соревновательном периоде, необходимо стараться выдерживать соревновательные временные параметры. Время между тренировочными сериями или выходами на площадку, а также суммарное время тренировки надо планировать примерно таким же, каким оно будет на соревновании. Иногда на больших соревнованиях перерывы между сериями могут быть по 3 часа и более, и конечно, копировать это на тренировках не целесообразно.
5. При проведении тренировочной работы на стенде в соревновательном периоде необходимо учитывать, что стрелкам-стендовикам очень часто приходится участвовать в соревнованиях на стендах, которые им мало знакомы или незнакомы вообще.
Предоставляемое количество тренировок для адаптации в новых условиях (фон, цвет мишеней, их видимость и скорость, ветер, расположение площадок и т.п.) часто бывает недостаточным. Поэтому в тренировках необходимо моделировать сложные, нестандартные условия стрельбы. По мере освоения спортсменами стрельбы в стандартных условиях надо периодически проводить тренировочные стрельбы в усложнённых условиях, с изменением скорости (уменьшением или увеличением) полёта и траектории мишеней, использовать мишени другого цвета и размера и т.д. Всё это обеспечивает повышенную эмоциональность тренировки, способствует приобретению спортсменами более прочного навыка и умения быстро принимать правильные решения в непривычных или изменяющихся условиях ведения стрельбы.
Схема стрелковой подготовки к результативной и стабильной стрельбе в стандартных и особенно в сложных условиях состоит из следующих двух этапов:
– уяснение спортсменом логики поведения во время стрельбы, которая основывается на предварительном ознакомлении и анализе условий стрельбы предстоящей серии или следующей мишени (фон, видимость, состав группы и т.д.), и правильная оценка своего состояния;
– самостоятельное определение спортсменом всех необходимых действий (подготовка к стрельбе, поведение в её ходе, первый и последний выстрелы).
6. Широко известно, что наиболее положительный тренировочный эффект достигается при условии, что тренирующийся прилагает в процессе тренировки определённые усилия. Основным проявлением усилия в стендовой стрельбе является уровень внимания к каждому выстрелу и ко всему, что с ним связано. Поэтому спортсмен должен хорошо усвоить, что просто стрелять нельзя — надо постоянно, перед каждой тренировкой, серией, даже перед каждым выстрелом, чётко представлять себе, какая в данный момент решается задача, и прикладывать максимум усилия для её успешного решения.
В итоге психологическая сущность грамотного проведения стрелковой подготовки заключается в приобретении спортсменом, на базе правильно спланированных активных тренировок, уверенности в том, что он способен надёжно поражать мишени практически в любых условиях. Причем основывается эта уверенность на выработанном умении многократно и обязательно самостоятельно выполнять как подготовку к стрельбе, так и все необходимые действия в её процессе.