Оружейный журнал

Издаётся с 1999 г.

оружие боеприпасы снаряжение

Статьи

Советские опытные боевые машины

Модели опытных боевых машин в коллекции Музея артиллерии

В коллекции Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи имеется ряд моделей редких и опытных образцов военной техники, которые совершенно неизвестны исследователям отечественного вооружения.

Задача данной статьи состоит в ознакомлении читателей с несколькими моделями опытных боевых машин, развитие реальных прототипов которых по каким-то причинам не завершилось их принятием на вооружение, и они оказались вне фокуса внимания историков.

Всего в коллекции Музея артиллерии выявлено 5 моделей боевых машин различного назначения. Среди них имеются модели боевых машин противотанковых ракетных комплексов, а также боевые машины обеспечения войск ПВО СВ. Они поступили в музей из конструкторского бюро п/я Б-2634 в 1968 году1. Ввиду отсутствия каких-либо сопроводительных документов к моделям в настоящее время невозможно привести абсолютно корректные сведения о назначении и истории создания этих изделий. Поэтому по большей части при их описании автору пришлось опираться на редкие крупицы информации, выявленные в интернете в процессе поиска информации, а также на анализ компоновок и специфических конструктивных решений, воспроизведённых в моделях.

Все они изготовлены из тонкой стали и покрашены в зелёный цвет. Катки обрезинены, гусеницы выполнены в виде сплошной резиновой ленты. Детализация элементов внешнего вида и главных элементов конструкции, воспроизводимых в моделях боевых машин, достаточно общая и не имеет мелких элементов, при этом смоделированы главные компоновочные решения размещения вооружения и главных частей техники. Такой подход моделистов указывает на предварительный уровень разработки конструкции боевых машин.

Первая рассматриваемая модель имеет обозначение 6КИН-100 (ВИМАИВиВС МЧА 112-1016). Оно приведено в сопроводительной карточке, поступившей в музей вместе с моделью, которая воспроизводит внешний облик машины на гусеничном шасси с восемью катками, шесть из которых — опорные. В передней части шасси имеется люк механика-водителя и четыре фары, закрытые сверху специальными балками. В задней части корпуса установлено устройство для буксирования. К сожалению, условность воспроизведения облика реальной машины в имеющейся модели не может дать ответ на вопрос, какой каток у машины был ведущим — передний или задний. Однако общая форма корпуса шасси указывает на его схожесть с корпусом ЗСУ-23-4 «Шилка»2.

Модель боевой машины 6КИН-100. Фото ВИМАИВиВС

Башня модели имеет пятиугольную форму, низкая, с двумя круглыми люками сверху и большим отсеком в кормовой части, закрытой подъёмной крышей. В этом отсеке, по всей видимости, находится пакет направляющих для противотанковых ракет. В передней части башни установлено вооружение, которое можно определить как 73-мм орудие 2А28 «Гром» и спаренный с ним пулемёт калибра 7,62 мм. Исходя из всего вышеизложенного, можно сделать вывод, что данная машина была разработана не ранее начала 1960-х годов и не позднее конца 1960-х гг., так как сама ЗСУ «Шилка» была принята на вооружение 5 сентября 1962 года3, и карточка, с которой модель поступила в музей, датирована 1968 годом.

Следующая рассматриваемая модель — КИН-1021 (ВИМАИВиВС МЧА 112-1017) — схожа по конструкции с ранее рассмотренной моделью ВИМАИВиВС МЧА 112-1016. Шасси по внешнему виду похоже на шасси ЗСУ «Шилка». На крыше башни имеется один прямоугольный люк и перископический прибор для наблюдения. Также на крыше есть башенка в форме усечённого конуса с пулемётом. Схожими башнями вооружались тягачи МТЛБ4, поэтому можно предположить, что в башне установлен пулемёт ПКТ 7,62 мм калибра. В передней части башни имеется пусковая установка для ракет с 8 отсеками с крышками. Ввиду фактического отсутствия информации по объекту КИН-1021 невозможно определить точное предназначение боевой машины, воспроизведённой в модели. Это может быть как РСЗО5, так и машина, стреляющая ракетами другого назначения.

Модель боевой машины КИН-1021. Фото ВИМАИВиВС
Модель боевой машины КИН-1021. Фото ВИМАИВиВС

Третьей моделью, рассматриваемой в данной статье, является машина ПКН-216(ВИМАИВиВС МЧА 112-1015). Модель воспроизводит внешний облик гусеничной машины, имеющей ходовую часть с девятью катками и четырьмя поддерживающими роликами. В передней части модели с левой стороны имеется люк механика-водителя с двумя призматическими смотровыми переборами. По левому борту машины имеется несколько люков с откидными крышками. С правой стороны есть выступающий отсек для двигателя с радиаторными решётками. Из конструктивных особенностей шасси и корпуса можно сделать вывод, что оно родственно шасси огневой установки 2П24 ЗРК «Круг»7.

Модель боевой машины ПКН-21. Фото ВИМАИВиВС

Сверху на корпусе модели установлена вращающаяся низкопрофильная башня прямоугольной формы. В передней части крыши башни — два люка: круглый и прямоугольный, а в кормовой — пециальная ниша для пакета направляющих для 12 ракет. Ниша предназначена для размещения пусковой установки в походном положении. В передней части башни имеется вооружение, которое можно определить как 73-мм орудие 2А28 «Гром» и спаренный с ним пулемёт калибра 7,62 мм.

Судя по ширине и глубине ячеек пусковой установки, она, предположительно, предназначалась для ПТУР «Фаланга»8, разработанной в ОКБ-169 под руководством А. Э. Нудельмана в 1960 году10.

Из описания модели можно сделать вывод, что воспроизведённая в ней машина является эскизным проектом самоходного ПТРК, созданным на шасси ПУ ЗРК «Круг» во второй половине 1960-х годов, так как сам «Круг» был принят на вооружение 3 февраля 1965 года11, а карточка, с которой модель поступила в музей, датирована 1968 г.

Модель боевой машины ПКН-21 в походном положении. Фото ВИМАИВиВС

Начиная рассматривать следующую модель с номенклатурой ПР-104112(ВИМАИВиВС МЧА 112-1014), необходимо сказать, что её внешний облик не имеет общих черт с каким-либо известным серийным прототипом боевых машин. Модель представляет собой гусеничную машину с девятью катками. Корпус удлинённый, по некоторым конструктивным особенностям можно предполагать, что шасси машины-прототипа заимствовалось от самоходной гаубицы 2С1 «Гвоздика». В передней части корпуса, с левой стороны, имеется люк механика-водителя со смотровыми приборами. Ближе к корме корпуса располагается башня с выступом в передней части. В лобовой части башни имеются пулемёт и окна приборов наблюдения и наведения ракет. Справа и слева от рубки находятся две счетверённые пусковые установки для ракет. В задней части башни на двух стойках установлен макет устройства, назначение которого определить не удалось. Возможно, это устройство является моделью антенны РЛС наведения ракет.

Модель боевой машины ПР-1041. Фото ВИМАИВиВС

Из описания модели можно сделать вывод, что воспроизведённая в ней машина является эскизным проектом самоходного ПТРК, созданного на шасси самоходной артиллерийской установки 2С1 «Гвоздика»13. Это позволяет уточнить датировку конструкторских работ, отражённых в данной модели, — 1966–1967 гг., так как карточка, с которой модель поступила в музей, датирована 1968 годом.

Модель боевой машины ПР-1041. Фото ВИМАИВиВС

Пятая и последняя модель, рассматриваемая в этой статье, имеет заводское обозначение КМ-1036 (ВИМАИВиВС МЧА 112-1009). Шасси машины гусеничное, хотя, к сожалению, обе гусеницы были утрачены ещё до попадания модели в фонды ВИМАИВиВС. У общей формы корпуса есть явные сходства с шасси БМП-114. Ходовая часть имеет восемь катков и три поддерживающих ролика. В верхней части шасси справа — два круглых люка, имеющих по три смотровых прибора, с левой стороны корпуса на крыше — две радиаторные решётки над двигательной установкой. В передней части корпуса по бокам установлены макеты фар. В задней части корпуса — модель штыревой антенны.

Башня машины круглой формы, приземистая, в её задней части установлен макет антенны РЛС в походном положении. В то же время все люки, как и бойницы, используемые десантом, удалены. В лобовой части башни имеется пулемёт, который можно определить как ПКТ. На крыше башни — два люка круглой формы с приборами наблюдения, крышка правого люка утрачена.

Модель боевой машины КМ-1036. Фото ВИМАИВиВС

Башня модели съёмная, под ней размещены достаточно хорошо проработанные макеты мест работы двух членов экипажа. В левой части прогона башни в корпусе имеется макет планшета с картой, а над планшетом установлен макет прибора с колесом красного цвета, который, по всей видимости, управлял приборами наблюдения. Правое рабочее место имеет сильно развитый пульт с множеством индикаторов и кнопок управления, а также центральным экраном, что может говорить о том, что по проекту машина имела развитое электронное оборудование для наблюдения или контроля за внешней обстановкой. Большое количество макетированной электроники в машине при скромном вооружении может говорить о том, что образец КМ-1036 является проектом разведывательной машины или машины управления. Использованное шасси БМП-1 может говорить о том, что разработка машины проходила во второй половине 1960 годов, так как сама БМП-1 была принята на вооружение в 1966 году15, что, в свою очередь, позволяет уточнить сроки конструкторских работ по машине до 1967–1968 годов, так как модель поступила в музей в 1968 году.

Модель боевой машины КМ-1036. Фото ВИМАИВиВС

Подводя итог рассмотрения моделей опытных боевых машин из коллекции ВИМАИВиВС, можно сказать, что они отображают уникальные образцы военной техники, разработка которых велась в 1960-е годы, но так и не вышла за пределы той или иной стадии проектов, и они не были запущены в серийное производство. Сведения о создании этих машин неизвестны исследователям истории отечественной военной техники. Сохранившиеся в музее модели этих образцов, возможно, являются единственными свидетельствами самого факта их создания.


 

  1. Сергей Суворов. Боевые машины пехоты БМП-1, БМП-2 и БМП-3. М., 2011. С. 27
  2. Сергей Суворов. Боевые машины пехоты БМП-1, БМП-2 и БМП-3. М., 2011. С. 27
  3. Широкорад А. Б. «Шилка» и другие отечественные зенитные самоходные установки. Бронеколлекция, приложение к журналу «Моделист-конструктор». № 2, 1998. С. 16
  4. Боевые машины пехоты БМП-1, БМП-2 и БМП-3. М., 2011. С. 27
  5. Реактивная система залпового огня
  6. Данные о поступлении моделей взяты из формуляров, поступивших вместе с ними из предприятий-разработчиков
  7. ЗСРК 2К11 «Круг» – советский зенитно-ракетный комплекс большой дальности для ПВО Сухопутных войск
  8. ПТУР 3М11 «Фаланга» – советская противотанковая ракета
  9. Тихонов С. Г. Оборонные предприятия СССР и России: Т. 1. С. 174
  10. Ангельский Р. Д. Отечественные противотанковые комплексы: Иллюстрированный справочник. М.: ООО «Издательство ACT», 2002. С. 25
  11. Давыдов М. В. Часть 2. Зенитные ракетные системы // Годы и люди (из истории ОАО «НИЭМИ», электронная версия издания с исправлениями и дополнениями, внесёнными в период 2002–2010 гг.). М.: Радио и связь, 2009. С. 201
  12. Данные о поступлении моделей взяты из формуляров, поступивших вместе с ними из предприятий-разработчиков
  13. 2С1 «Гвоздика» – советская самоходная артиллерийская установка, вооружённая 122-мм гаубицей
  14. БМП-1 – советская боевая машина пехоты 1-го поколения
  15. Сергей Суворов. Боевые машины пехоты БМП-1, БМП-2 и БМП-3. М., 2011. С. 27

Добавить комментарий

Свежий номер
Партнёры
Видео
Вход
Регистрация
Письмо в редакцию

О нас О нас

Журнал «КАЛАШНИКОВ. Оружие, боеприпасы, снаряжение»

Учредитель ООО «Азимут».
Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ № 77-1343 от 10 декабря 1999 г. выдано Министерством РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций.

Главный редактор
Михаил ДЕГТЯРЁВ

Заместитель главного редактора
Сергей МОРОЗОВ

Научный редактор
Юрий ПОНОМАРЁВ

Редактор отдела охоты и спорта
Римантас НОРЕЙКА

Редактор отдела пневматического оружия
Владимир ЛОПАТИН

 

Администратор сайта
Алексей ДЕГТЯРЁВ

Бухгалтер
Ольга ЯСКЕВИЧ

 

Журнал «КАЛАШНИКОВ» издаётся с ноября 1999 г. и является официальным печатным изданием Союза российских оружейников. С 1997 по 1999 гг. журнал выпускался под названием «Ружьё. Оружие и амуниция».

Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ № 77-1343 от 10.12.1999 г., выдано Министерством по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций.

Контакты Контакты

ООО «АЗИМУТ»

ИНН 7813123393 КПП 784201001

Р/с 40702810455040005418
В Дополнительном офисе № 9055/01945 Северо-Западного банка
ОАО Сбербанка России.
К/с 30101810500000000653
БИК 044030653

Юридический адрес:
191024, г. Санкт-Петербург, Исполкомская ул., 12-25
Адрес для корреспонденции:
191024, г. Санкт-Петербург, Исполкомская ул., 12-25
ОГРН 1037828010252
ОКАТО 40298564000 ОКПО 52147669 ОКВЭД 58.14
ОКФС 16 ОКПФ 650 

Похожие статьи