Есть в Санкт-Петербурге много школ с углублённым изучением чего-либо. Иностранного языка, математики, физики… Среди таких вот особых школ особой известностью пользуется школа № 29, с углублённым изучением французского языка и права. Хотя, наверное, эту школу можно с полным правом назвать школой с углублённым изучением фехтования.
История фехтования в петербургской школе № 29 началась около 15 лет назад. Именно тогда среди секций дополнительного образования здесь впервые появилось классическое фехтование. Первые группы были совсем небольшие — по нескольку человек. Однако уже тогда внутри школы стали проходить соревнования по классическому фехтованию среди учащихся пятых, шестых и седьмых классов. При этом и оружие, и правила поединков были вполне взрослые: ребята сражались на спортивных рапирах, нанося уколы во всё тело.
Напомним, что в классическом фехтовании (не олимпийский, так называемый «фестивальный» вид спорта) поражаемой зоной фехтовальщика считается всё тело. При этом каждый укол в корпус и в маску оцениваются в три очка, укол в вооружённую руку — в два, а укол в невооружённую руку или в ногу — в одно очко. При этом бой ведётся до 15 очков. Такие правила имеют глубокие исторические корни: именно так оценивались поединки мастеров в самых первых турнирах на Императорский приз, правила для которых утвердил лично Александр II.
Историческая подоплёка классического фехтования создавала особую, романтическую ауру занятий и подвигала многих маленьких фехтовальщиков к дополнительному изучению истории, этикета, литературы. Однако по-настоящему в 29-й школе стала популярна не классика, а совершенно другой вид условного единоборства с оружием — артистическое фехтование. В отличие от фехтования классического, артфехтование вот уже несколько лет является официальной спортивной дисциплиной, причем — в статусе спорта высших достижений, с правом присвоения спортивных званий вплоть до мастера спорта. И хотя выступление на официальных турнирах по артфехтованию возможно лишь с 18 лет, детский школьный коллектив с энтузиазмом воспринял новую дисциплину, которая объединяет и спорт, и театр. Тем более что для самореализации маленьких артистов шпаги школа предоставляет массу возможностей — первый и последний звонок, день знаний, день учителя, новый год, 8 марта, День защитника отечества — все эти праздники оказывались прекрасным антуражем к такому красочному и многогранному явлению, как артистическое фехтование.
В 2012 г. артистическое фехтование впервые вышло за пределы школы. Школьная группа арт-фехтования тогда стала призёром районного конкурса, и четверо лучших фехтовальщиков представили двадцать девятую на концерте, который с большим успехом прошел в ДК «Василеостровский». Но наиболее значимых результатов юные артфехтовальщики добились в прошедшем, 2015–16 учебном году. Во-первых, группа артфехтования вновь стала призером районного конкурса и снова представила школу на концерте в «Василеостровском». Во-вторых, показательные номера группы попали на отчетный концерт отдела дополнительного образования и также были показаны на большой сцене. В-третьих, самые лучшие бойцы школы приняли участие в презентации Олимпиады боевых искусств «Восток-Запад», продемонстрировав своё искусство наряду со взрослыми мастерами. И в-четвертых, самым главным и показательным событием в жизни школьного артфехтования стал Кубок Мира «Рапира Санкт-Петербурга». Двое учащихся были задействованы в церемонии открытия кубка, которая состоялась на Зимнем стадионе, прямо на боевой дорожке финалистов. Этот эпизод стал самым запоминающимся элементом церемонии, и его охотно растиражировали все телевизионные каналы, освещающие это крупное международное спортивное событие.
…Часто приходится слышать вопрос: а для чего современному человеку фехтование? Тем более — артистическое. На это можно ответить по-разному. Лично мне на ум всегда приходит встречный вопрос: «А для чего современному человеку живопись, музыка, театр?». Очевидно, что занятия из области искусства лишних вопросов не вызывают. Так почему же не относиться к фехтованию как к искусству? Тем более, если речь идёт об артистическом фехтовании.
Ну а с чисто прикладной точки зрения… За прошедшие годы многие учащиеся фехтовальной студии уже закончили школу. И теперь можно наблюдать, пригодилось ли фехтование им в жизни. Так вот, некоторые из них продолжили свои занятия и после школы. Кто-то увлёкся спортом. Кто-то — театром. А один из выпускников сделал преподавание фехтования (исторического) своей профессией, и уже ближайшей осенью отправится для проведения семинара в США.
Те дети, которые в этом году выступали на сценах нашего города, имеют вполне реальные спортивные перспективы. Но очевидно, что самое главное в школьном арт-фехтовании — это те яркие воспоминания, которые выпускники унесут с собой во взрослую жизнь. Опыт знакомства со старинным оружием, опыт поединка, опыт выхода на сцену перед большой зрительской аудиторией. Пожалуй, ради этого и существует студия артистического фехтования школы № 29.