Оружейный журнал

Издаётся с 1999 г.

Статьи

Статьи

Рынок в поисках дна

Размышления о торговле гражданским оружием в России

Итог первого полугодия 2019 года на рынке гражданского оружия в России неутешителен — продолжается падение объёмов продаж в лицензированных оружейных магазинах. Это касается как оружия, так и патронов и снаряжения.

Мне не раз доводилось знакомиться с выводами аналитиков, которые видят причину деградации рынка в злокозненности российских властей и в смещении торговли в сторону мифического чёрного рынка. Но, как часто бывает, всё гораздо проще.

Для начала я бы закрыл тему российского чёрного рынка, считая все оценки его ёмкости исключительно плодом больного воображения доморощенных интернет-«экспертов», где-то прослышавших про сверхприбыльность незаконной торговли оружием. Дело в том, что даже если в таких операциях (которые действительно относятся к сверхмаржинальным) задействованы какие-то заметные в количественном плане массивы гражданского (не боевого назначения) оружия, то они являются частью глобальных и практически всегда политизированных процессов. С легальным гражданским рынком такие цепочки стыкуются единожды, когда контейнеры, вагоны и самолёты с товаром уходят в серую зону, как правило, на территории стран третьего мира.

Всё это не имеет никакого отношения к продажам спортивно-охотничьего оружия в нашей стране и никак не влияет на предложение и спрос.

Действительно важным для понимания сути происходящего в России, является не вполне очевидный для национальных экспертов факт, что гражданский оружейный рынок уже много лет падает во всём мире. Это основная тема для полемики на крупнейших международных выставках и профильных мероприятиях как в США, так и в Европе. Причин тому несколько, но все они интернациональны.

Во-первых, экономические проблемы. Даже невероятно раздутый и одновременно самый устойчивый североамериканский рынок оказался поражён в результате политических экспериментов Обамы-Трампа.

Во-вторых, естественное умирание массового рынка охотничьего оружия вместе с продолжающимся падением интереса к этому увлечению. В России, например, охоты как экономической отрасли больше нет — фактически всё отдано на откуп частникам, которые якобы будут думать не только о своих интересах, но и народном достоянии.

В-третьих, псевдогуманизация общества, где естество душится превращающимися в радикальные течения «зелёными» и прочими движениями. Лозунг прост — оружие зло.

В-четвёртых, «оцифровывание» среды обитания человека, в которой уже выросло поколение (или поколения?), под словом «стрелять», подразумевающее какие-то манипуляции в компьютерных играх.

На рубеже 90-х — «нулевых» производители оружия умилялись этой забаве и всячески стремились попасть в «стрелялки» со своими новыми моделями. Затем они даже научились немножко зарабатывать, став соучастниками процесса выращивания «стрелков», боящихся настоящего выстрела, царапины на руке и сломанного ногтя. В современном виде киберспорт для оружейного рынка — вреднейшая сублимация, эффективно в режиме 24/24 работающая на уменьшение числа потенциальных владельцев настоящего оружия и в ближайшей, и в стратегической перспективах.

Теперь о не самом очевидном. В отличие от Северной Америки и Европы, в России нет рынка спортивного оружия, патронов и экипировки для классической пулевой стрельбы. Точнее, он ничтожен. И не стоит в этом винить Стрелковый союз России, поскольку, будучи юридически общественной организацией, он вместе со всей страной стал заложником её развала в начале 90-х. Гораздо лучше положение в ружейном спортивном секторе, который «вывозит» на себе спортинг. Он помогает выживать отечественным патронным производствам, но оружейным маркам там тоже не особо есть где развернуться.

Совсем другое дело — практическая стрельба. Тут мы не то что не в последний вагон вскочили, а развиваем этот спорт в числе лидеров. Недаром сегодня Международную конфедерацию практической стрельбы (IPSC) возглавляет представитель России Виталий Крючин.

«Практика» развивается во всём мире и сейчас является, пожалуй, монопольным драйвером роста спроса во всех секторах — ружья, карабины, пистолеты, пневматика, патроны. И в глобальном смысле, и в внутри страны.

Тут я вернусь в начало статьи и извинюсь перед читателями за нежелание продолжать разговор о проблемах рынка. Давайте перейдём сразу к теме «что делать».

Ответ прост — строить тиры и стрельбища. Только там возможна генерация новых покупателей оружия, патронов и сопутствующих товаров, только под звуки выстрелов возможно системное омоложение аудитории оружейных магазинов.

На примере многих лет развития практической стрельбы в России стала очевидна сама возможность появления, существования и развития современных стрелковых объектов, которые продолжают строиться при поддержке Федерации практической стрельбы России без участия государства, роль которого в данном процессе сводится к «не мешать».

Но, может быть, пришло время помогать? Просто помочь простыми и понятными регламентами для стрелковых объектов, централизованной административной поддержкой. Что-то уже делается на стыке ФПСР и Минспорта РФ, но этого явно недостаточно. Недостаточно для укрепления рыночной доли «практики» в российском рынке гражданского оружия, которая, повторюсь, сейчас является единственным шансом и на выживание и на развитие оружейной отрасли.

К сожалению, рыночная значимость практической стрельбы ещё неочевидна для многих не самых маленьких региональных продавцов оружия, до сих пор живущих от одного охотничьего сезона до следующего и с такой же периодичностью констатирующих падение доходов и прибыли.

Сегодня в России около 1100 лицензированных оружейных магазинов. По самым приблизительным оценкам объёмы продаж как денежном, так и в штучном (имеется в виду огнестрельное оружие) выражении за последние два года снизились как минимум на 30 % и процесс падения продолжается.

Где же дно? Ответ неочевиден — мы уже на дне и ходим по нему кругами, неторопливо шаркаем ножками, протирая дыры в гнилых досках, чтобы безвозвратно провалиться в никуда… Это «туда», где не только закрываются десятки магазинов в год, но и начинают умирать только-только поднимающие голову небольшие оружейные производства, а крупные заводы оставляют гражданский ассортимент для галочки.

Кстати, чтобы не было иллюзий, сегодня в России всего три завода, способных выпускать оружие хотя бы десятками тысяч в год — это «Ижмаш», «Ижмех» и «Молот оружие».

Чтобы понять, что нам есть к чему стремиться, приведу в пример американскую компанию Ruger, производящую в год около 4 000 000 (четырёх миллионов) единиц огнестрельного оружия. А у нас всех владельцев оружия (нарезное, гладкоствольное, травматическое) 4 340 000 человек…

В заключение пару слов о препятствиях на пути развития российского оружейного рынка. Точнее, о единственной причине, мешающей сворачивать горы.

Это мы с вами, все участники оборота оружия от производителя до конечного пользователя. Это пассивность и ожидание, что кто-то что-то должен за нас и для нас сделать. Против этого стоят реальные дела ФПСР, за последние 15 лет до неузнаваемости изменившие картину стрелкового мира в стране, где прежде никто представить себе не мог десятки моделей крупнокалиберных пистолетов, из которых теперь может стрелять практически любой желающий. Не забудем и то, что практическая стрельба в России «сжигает» десятки миллионов патронов в год.

В эту же копилку свои «пять копеек» добавили всего лишь несколько грамотных юристов-частников, чья работа открыла рынку новые калибры патронов и смогла сгладить не самые очевидные шероховатости действующего оружейного законодательства.

Посмотрим, что получится у новообразованной Национальной оружейной ассоциации со штаб-квартирой в Костроме. Думаю, что если у неё получится объединить собственную зарождающуюся активность с административным ресурсом Союза российских оружейников, то значимые перемены не заставят себя долго ждать.

Самым безобразным завершением этого материала стал бы штамп наподобие «подождём, посмотрим…». Поздно. Я призываю к активному оглашению своих позиций и предложений всех участников российского оружейного рынка на бумажных и электронных страницах «КАЛАШНИКОВА». Хотя бы не молчите. А то доски под ногами уже трещат и прогибаются…

2 ответа

  1. Точно такую же статью с теми же эпитетами могли бы написать представители десятков отраслей производства в России. Но… Как на днях заявил Силуанов по итогам работы ПМЭФ, оказывается, все беды нашей экономики в том, что это предприниматели слишком эгоистичны и не хотят поддерживать государство. На фоне откровенно запретительного законодательства, созданного и продвигаемого правящей партией подобные заявления звучат весьма показательно.

  2. Вариант для спасения рынка гражданского оружия — либерализация законодательства как покупки, хранения и ношения, так и правоприменения! Если сами не почешетесь господа производители, за вас никто не почешется!

Добавить комментарий

Свежий номер
Партнёры
Видео
Вход
Письмо в редакцию

Журнал «КАЛАШНИКОВ. Оружие, боеприпасы, снаряжение»

Учредитель ООО «Азимут».
Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ № 77-1343 от 10 декабря 1999 г. выдано Министерством РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций.

Главный редактор
Михаил ДЕГТЯРЁВ

Заместитель главного редактора
Сергей МОРОЗОВ

Научный редактор
Юрий ПОНОМАРЁВ

Редактор отдела охоты и спорта
Римантас НОРЕЙКА

Редактор отдела пневматического оружия
Владимир ЛОПАТИН

Администратор сайта
Алексей ДЕГТЯРЁВ

Дизайн, вёрстка
Людмила МАТВЕЕВА

Директор по рекламе 
Вера ПАХОМОВА

Специальные корреспонденты
Руслан ЧУМАК, Евгений АЛЕКСАНДРОВ, Сергей МИШЕНЁВ

Бухгалтер
Ольга ЯСКЕВИЧ

Распространение
ООО «Инфо Маркет Сервис»

Генеральный директор
Марат МУСИН

Директор по продажам
Татьяна КАЛИЧКИНА

Журнал «КАЛАШНИКОВ» издаётся с ноября 1999 г. и является официальным печатным изданием Федерации практической стрельбы России, Союза российских оружейников и Федерации стрелково-спортивного многоборья. С 1997 по 1999 гг. журнал выпускался под названием «Ружьё. Оружие и амуниция».

Помимо собственно оружия всех типов и времён, в сферу интересов «КАЛАШНИКОВА» входит его практическое использование в любых формах: охота, спорт, боевое применение, развлекательная стрельба, самооборона и т. п.

«КАЛАШНИКОВ» тесно сотрудничает с ведущим европейским специализированным изданием — немецким оружейным журналом Deutsches Waffen-Journal (DWJ). Русскоязычная версия журнала DWJ, состоящая из наиболее интересных для отечественного читателя статей, выходит ежемесячно как часть «КАЛАШНИКОВА» (в формате «журнал в журнале»).

Журнал «КАЛАШНИКОВ» является участником крупнейших оружейных выставок (SHOT Show, IWA, IDEX, Arms & Hunting и др.) и по приглашению ведущих мировых производителей оружия и оптики (Swarovski, Browning Winchester, Fabarm, Kahles, Sako, Blaser, Zoli, Zeiss, Merkel, Sheiring, Ceska Zbrojovka, Benelli) посещает производственные комплексы в самых разных странах мира.

Тесная связь редакции со всеми ведущими российскими импортёрами охотничьего оружия, отечественными и зарубежными оружейными заводами и испытательными полигонами обеспечивает достоверность и профессионализм публикуемых материалов об оружии, боеприпасах, снаряжении, истории, охоте, стрелковом спорте, боевом опыте.

Среди авторов журнала «КАЛАШНИКОВ» ведущие разработчики, испытатели, спортсмены, эксперты, чья высокая репутация известна не только в России, но и за рубежом.

Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ № 77-1343 от 10.12.1999 г., выдано Министерством по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций.

Журнал выходит ежемесячно, тиражом 30 000 экз.

Мы рады приветствовать читателей «КАЛАШНИКОВА» на обновлённом сайте и надеемся, что новый формат позволит с большим удобством пользоваться всем нашим информационным массивом и даже влиять на содержание журнала.

Главная новость — с 2016 года запускается электронная версия журнала (пока без DWJ) на сайте www.kalashnikov.ru. Статьи из журнала будут появляться на сайте по мере их перевёрстки в экранный формат, вместе с новостями из свежего номера. У зарегистрированных посетителей появится возможность комментировать статьи.

Содержание свежего номера доступно при клике на его обложку на главной странице, а отдельные статьи вы можете видеть справа от неё (доступны по ссылке «Читать далее»). Уже опубликованные в электронном виде статьи в содержании видны по активным ссылкам. Свежие номера и подписка на полный формат (с DWJ) в наших фирменных приложениях в App Store и Google Play остаются платными (см. раздел «Подписка»), но по мере устаревания (через месяц после выхода) доступ к номерам становится свободным.

Обратите внимание, что раздел «Подшивка», где можно найти все архивные номера «КАЛАШНИКОВА», будет наполняться постепенно и на протяжении этого времени мы сохраняем доступ к старой версии сайта.

Надеемся, что с нами будет интересно!

Редакция журнала «КАЛАШНИКОВ»

ООО «Азимут», 191028, Санкт-Петербург, а/я 28 
+7 (812) 380 92 18
 info@kalashnikov.ru  

ООО «АЗИМУТ»

ИНН 7813123393 КПП 784201001

Р/с 40702810455040005418
В Дополнительном офисе № 9055/01945 Северо-Западного банка
ОАО Сбербанка России.
К/с 30101810500000000653
БИК 044030653

Юридический адрес:
191123, г. Санкт-Петербург, ул. Фурштатская д.33,
пом. 10 Н
Адрес для корреспонденции:
191028, г. Санкт-Петербург, а/я 28
ОГРН 1037828010252
ОКАТО 40298564000 ОКПО 52147669 ОКВЭД 58.14
ОКФС 16 ОКПФ 65

Похожие статьи