Открытие памятника М. Т. Калашникову в Москве
19 сентября 2017 в Москве состоялось открытие памятника выдающемуся отечественному конструктору-оружейнику Михаилу Тимофеевичу Калашникову.
Памятник создателю АК установлен в Оружейном переулке столицы, на пересечении Садового кольца и Долгоруковской улицы. Церемония открытия была обставлена по всем правилам — с почётным караулом Кремлёвского полка, официальными лицами государственных структур и ведомств. Собрались родственники Михаила Тимофеевича, приехала внушительная делегация ижевских оружейников, которым довелось работать с конструктором. Не пропустили событие и представители Союза российских оружейников, который М. Т. Калашников возглавлял до своего ухода, а также оружейники предприятий и просто любители оружия.
Так уж получилось, что в результате некоторых неточностей, допущенных создателями памятника, обсуждение в СМИ быстро ушло в сторону поиска виноватых, что на самом деле не важно.
Гораздо важнее сам факт увековечивания личности М. Т. Калашникова в бронзе и граните в столице России. Я говорю о личности, поскольку сам имел счастье общаться с Михаилом Тимофеевичем на протяжении почти 20 лет именно как с личностью, а уже потом, как с оружейником. И мне ближе его образ без оружия в руках — образ мудрого, думающего, понимающего и фантастически доброго человека, прошедшего невероятно трудный жизненный путь, с честью и достоинством выдержавшего все выпавшие на его долю испытания и всегда помогавшего нуждающимся в его участии.
Вот он сидит в тихом сквере, невысоко, на простом стуле, в кофте и накинутой поверх неё клетчатой рубашке и смотрит в глаза пришедшим почтить его память…
Но, всё не так. Вокруг день и ночь с безумной скоростью несутся тысячи людей и машин, конструктор в военной форме (не очень удалась скульптору), стоя, замер со своим детищем в руках, устремляя взгляд вдаль.
И тут я понимаю, что моё восприятие МТК не годится для памятника. В Москве, чтобы быть замеченным, он просто обязан быть в центре, во весь рост, окружённый свободным пространством и обдуваемый всеми ветрами. И, чтобы не затеряться среди безликих каменных истуканов столицы, бронзовый «Михтим» просто обязан держать в руках свой знаменитый АК. В этом нет никакой агрессии и излишнего милитаризма, а лишь напоминание, работа на узнаваемость, посыл будущим поколениям, которые будут узнавать конструктора по его автомату.
Думаю, что во многом благодаря именно автомату памятник Калашникову-конструктору и, одновременно, «калашникову»-автомату, станет одним из самых узнаваемых в Москве, из числа тех, которые знают и помнят, даже не прочитав буквы на постаменте.
И это действительно важно с человеческой и исторической точек зрения. А что до «заслуг» скульптора, так мы его скоро забудем. В интернете его имя/фамилию/звания уже пишут с ошибками…