Цивилизованное развитие рынка гражданского оружия в России началось вместе с принятием в 1996 году Федерального закона «Об оружии», а первые, по-настоящему серьёзные, проблемы, тормозящие движение вперёд, у наших оружейников начались в 2014 году.
Значимые сложности спровоцировало начавшееся политическое давление на Российскую Федерацию, выраженное, в том числе, в санкционных ограничениях, обрушивших как импорт оружия европейских/американских марок, так и экспорт российского спортивно-охотничьего оружия на развитые зарубежные рынки.
От абсолютного паралича масс-сегмента отечественную оружейную торговлю и основных изготовителей оружия буквально спасла ижевская фирма «Техкрим», примерно в это-же время представившая абсолютно новый гладкоствольный калибр 366 ТКМ.
Главной особенностью 366-го стали повышенные, по сравнению с традиционным «гладкостволом», баллистические характеристики, демонстрируемые патроном в комплексе с альтернативными конструкциями канала ствола – овально-винтовой сверловкой и «парадоксом».
Обращу внимание – оба варианта стволов в полном соответствии с регламентирующими документами соответствовали категории «гладкоствольное оружие», а форм-фактор калибра 366 ТКМ обеспечивал простую адаптацию под него популярных моделей оружия калибра 7,62х39.
Именно гладкоствольные ружья под патрон 366 ТКМ, вместе с появившимися позднее также гладкоствольными комплексами калибра 9,6 Lancaster, стали наиболее популярными среди российских покупателей длинноствольного спортивно-охотничьего оружия.
Соответствующим образом изменился и ассортимент основных российских производителей оружия и очень скоро гладкоствольные парадоксы/ланкастеры, вместе с полуавтоматами 12 калибра, практически полностью вытеснили одноствольные и двуствольные переломки из предпочтений посетителей оружейных магазинов, впервые приобретающих ружьё.
Казалось бы, вот она – эволюция в действии!
Но, не тут-то было…
В 2021 году российский рынок гражданского оружия впервые в новейшей истории страны подвергся сокрушительному удару со стороны государства.
Это случилось 28 июня, когда президент России Владимир Путин подписал Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оружии» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Своей подписью гарант Конституции актуализировал результаты работы депутатов Государственной Думы Вавилия Пискарева («Единая Россия», федеральный список), Эрнеста Валеева («Единая Россия», избран от Тюменской области), Николая Рыжака («Справедливая Россия», федеральный список), Анатолия Выборного («Единая Россия», избран от Москвы), Фарита Ганиева («Единая Россия», федеральный список), Георгия Карлова («Единая Россия», избран от Сахалинской области) и Ивана Квитки («Единая Россия», избран от Тюменской области).
Именно эти господа представили на суд коллег по Федеральному Собранию законопроект, проскочивший три чтения в нижней палате при одном воздержавшемся и единственном депутате от КПРФ, проголосовавшем «против» в ходе третьего чтения.
Рассмотрение закона в Совете Федерации вообще прошло в стиле «как мы можем не поддержать коллег»…
На мой взгляд, скоротечность произошедшего – три чтения в Думе прошли за пять дней, а все формальности в Совфеде заняли неделю, однозначно свидетельствует об абсолютной невозможности провернуть приготовленный Федеральным Собранием «фарш» обратно.
Измениться может исключительно форма «котлет» в процессе их приготовления – то есть, возможна коррекция механизмов реализации внесённых поправок. Хотя бы наиболее вопиюще безграмотных из них.
Но, это не может произойти само-собой. Я имею ввиду теоретическую возможность, как результат организованного отстаивания коллективных интересов участниками оборота гражданского оружия, что, в свою очередь, возможно только при наличии некоей объединяющей и деполитизированной силы. Прежде, чем развить свою мысль, заострю внимание на фактической части некоторых принятых изменений.
Итак, самое главное.
Наши народные избранники фактически приговорили «парадоксы»/«ланкастеры» к забвению.
Со 2 июля 2022 года оружие с такими стволами будет продаваться по лицензиям на длинноствольное оружие с нарезным стволом. Точнее, оно перестанет продаваться по причине бессмысленности приобретения на фоне существующего многообразия оружия с нарезным стволом.
Таким образом, в истории исконно российских калибров 366 ТКМ, 9,6 Lancaster, 345 ТК и только-только появившихся новинок 366 Magnum и 9х22 Altay поставлена точка.
Не совсем понятно, что будет с десятками тысяч пока ещё гладкоствольных «парадоксов»/«ланкастеров», уже находящихся в законном владении российских граждан по состоянию на сегодняшний день.
Ведь летом 2022 года все эти люди, независимо от наличия/отсутствия пятилетнего «гладкоствольного» стажа, чудесным образом превратятся в обладателей оружия с нарезным стволом.
Остаётся неясность и с «парадоксами»/«ланкастерами», которые всё ещё могут быть приобретены по лицензиям на гладкий ствол в течение буферного периода, до вступления принятых изменений в силу.
Напомню — «парадоксы»/«ланкастеры» ничем ни перед кем не провинились. Уже много лет они с успехом применяются в спортивной стрельбе и на охотах с небольшими дальностями стрельбы.
Что спровоцировало депутатскую активность? Похоже, мы имеем дело с какой-то запретительной рефлексией…
Было бы легко объяснить происходящее, если, теперь уже фактически бывшие «гладкостволы», появились бы на российском оружейном рынке в результате нарушения закона.
Соответственно, вводимые ограничения должны быть претворены привлечением к ответственности за общественно-опасное деяние непрофессионалов и коррупционеров из числа ответственных лиц, некогда допустивших парадоксально-ланкастерное беззаконие.
Но, ничего подобного не наблюдается…
Государство, в его широком смысле, просто уподобилось типажу из подворотни, который с одинаковой лёгкостью и даёт «слово пацана» и забирает его взад. По ситуации…
Критические изменения коснулись не только «парадоксов»/«ланкастеров», но и оборота самых обыкновенных охотничьих гладкоствольных магазинных ружей.
В следующем году право на приобретение такого ружья получат только граждане, имеющие двухгодичный стаж владения ружьём немагазинным.
В контексте речь идёт об одноствольных и двуствольных «переломках», к началу XXI века утративших популярность в массовом охотничьем сегменте вместе с распространением недорогих газоотводных и инерционных полуавтоматов.
Кстати, самой молодой из таких конструкций, серийно выпускаемых в нашей стране в настоящее время уже полвека. Это ружьё ИЖ/МР-27, к настоящему моменту деградировавшее настолько, что утратило версию с одним спусковым крючком. Настоящая древность…
С другой стороны, «спасибо» депутатам, что не вернули нас в XIX век, в эпоху дульнозарядного оружия…
Под запрет для «первоходов» попали как классические охотничьи ружья с трубчатым подствольным магазином, так и все конструкции с коробчатыми/барабанными и прочими магазинами.
Система перезаряжания не имеет никакого значения – под одну гребёнку «причёсаны» и все полуавтоматы и оружие, перезаряжаемое подвижным цевьём, скобой Генри, продольно-скользящим затвором и так далее.
Оценивая данное нововведение, я буду предельно категоричен – ПРОФАНАЦИЯ чистой воды.
Сродни понятию «водительский стаж», который исчисляется от даты выдачи первого водительского удостоверения и никак не характеризует реальные навыки и опыт управления транспортным средством обладателя пластиковой карточки с фотографией.
Кого разработчики поправок обманывают? Самих себя?
Полагаю, что через год можно ожидать появления в оружейных магазинах предельно дешёвых «стреляющих палок» с фанерными прикладами, единственным предназначением которых будет двухгодичное отстаивание в сейфе.
Не удивлюсь, если они будут продаваться с гарантией последующего выкупа или иной формы компенсации при приобретении полноценного ружья через два года.
Важно – после вступления в силу поправок приобрести такой сейфовый карамультук сможет только гражданин России, отметивший 21-летие. Справедливое исключение сделано для мужчин, отслуживших в армии и некоторых других категорий потенциальных владельцев, среди которых неожиданно оказались спортсмены.
Стендовики с вертикалками в данном случае сохраняют статус-кво, а вот молодые стрелки-«практики», эксплуатирующие гладкоствольные полуавтоматы, могут столкнуться с некоторыми сложностями, поскольку всё их оружие имеет «охотничьи» сертификаты.
Ладно, думаю, достаточно частностей и можно перейти к обсуждению ответа на вопрос «Что делать?», отложив «на потом» ужесточение ответственности за преступления, связанные с незаконным оборотом оружия, его переделкой и тому подобное.
В этой части поправок слишком много откровенной юридической безграмотности. Без бутылки не разобраться, а на улице +30…
Итак, вопрос – что делать?
Во-первых, как ни странно, я вижу стакан наполовину полным. С учётом по-настоящему страшной, трагической сути нападения на школу в Казани, послужившего поводом для запуска процедуры принятия поправок, всё могло обернуться закручиванием гаек в ещё более жёсткой форме. Без динамометра…
Во-вторых, налицо отсутствие в России дееспособного отраслевого объединения, способного эффективно участвовать в законотворческих процессах в непрерывном режиме и в интересах всех участников оружейного рынка – от производителя до конечного покупателя.
Оперативная работа исполнительной дирекции Союза Российских оружейников в мае-июне показала, что какое-то влияние на текущие процессы возможно. Но, это было тушение пожара, а не реализация стратегических планов. Банально несуществующих.
Так вот, в отсутствие объединяющей нас силы, я призываю всех заинтересованные стороны – импортёров, отечественных производителей оружия, боеприпасов и сопутствующих товаров, оружейные магазины, профильные интернет-порталы, охотничьи объединения, стрелковые клубы не ограничиваться кулуарными обсуждениями случившегося, не злоупотреблять в публичной плоскости лозунгами типа «Доколе?», а направлять конкретные, конструктивные предложения в Администрацию президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина.
А с иллюзиями относительно дееспособности обеих палат Федерального Собрания я предлагаю расстаться.
Народные избранники парят неизмеримо выше проблем вятско-полянского завода «Молот оружие», которому впору готовиться к закрытию.
Не волнуют их десятки потенциально разорившихся оружейных магазинов – мелко, как и жалкие в масштабах федерального бюджета потери оружейников, исчисляемые какими-то там миллиардами…
В общем, своим позорным единогласием при голосовании поправок, российские парламентарии более чем красноречиво выразили отношение к своим вооружённым избирателям. Точка.
P. S.
Пожалуйста, не ищите в моей оценке деятельности парламента политического подтекста.
Я расцениваю право мужчины на оружие лишь как традиционную ценность, как противовес моргенштеризации нашего общества.