Несмотря на то, что в список недружественных стран входят 48 государств, фактически ситуация усугубится только в отношении оружия и патронов, произведённых в странах Евросоюза. Гражданское оружие из США у нас практически не представлено, а оружейная промышленность во всяких «микронезиях» и «лихтенштейнах» не очень развита, скажем так. Особняком стоят Швейцария и Япония, но и они даже до 2014 года были практически незаметны на прилавках российских оружейных магазинов.
Итак, теперь «тридцать пять»… А что, собственно, изменилось?
Ранее действовала 12-процентная пошлина на огнестрельное оружие, ставка для патронов и пневматики составляла 15%. Разница получается внушительная и ситуацию усугубляет НДС, начисляемый поверх суммы из таможенной стоимости товара и пошлины.
Кроме того, после 24 февраля прямые поставки гражданского оружия и патронов к нему из Европы практически прекратились в связи с антироссийскими санкциями. А «европейцы», только-только начавшие появляться на прилавках российских оружейных магазинов по схемам параллельного импорта, сразу подорожали в 1,5-3 раза по сравнению с прошлым годом.
Последний фактор радикально снизил спрос на импортное оружие в целом (исключение — «турки»), а июльские изменения в оружейном законодательстве, закрывшие тему “ланкастеров”/”парадоксов” и запретившие самозарядные и помповые ружья для «первоходов», превратили витрины некогда популярных магазинов в подобие выставочных залов не самых посещаемых музеев. Свою роль в стагнации сыграла и частичная мобилизация.
Что тут сказать? Философия нехитрая: выбор — всегда хорошо, его отсутствие — всегда плохо. То, что ассортимент импортного гражданского оружия в Российской Федерации продолжит уменьшаться — аксиома, не требующая, как известно, доказательств.
Кстати, содержательная часть подписанного М. Мишустиным постановления Правительства РФ № 2240 от 07.12.2022 при правильном угле зрения может ненадолго поднять настроением маразматичностью юридически выверенных формулировок. Попадание в одно постановление оружия, шампуня и благовоний для религиозных обрядов просто забавно, а вот «Винтовки спортивные, охотничьи или для стрельбы по мишеням» уже повод для фельетона и размышлений о согласованности действующих таможенного законодательства с оружейным и ГОСТ 28653-2018 «Оружие стрелковое. Термины и определения».
Дело в том, что ГОСТ разделяет понятия «винтовка» и «карабин», а Закон РФ «Об оружии» вообще оперирует многоэтажными формулировками с указанием длины ствола оружия, наличия/отсутствия в нём нарезов и пр. Что имели в виду чиновники, готовившие постановление? Что подтолкнуло их к выделению в отдельный класс (тип, вид) винтовок «для стрельбы по мишеням»?
А как вам деление оружия на «оружие гладкоствольное одноствольное» и «прочее оружие» к которому, надо понимать, относятся двустволки, пистолеты, комбинированные ружья и т. д.? Откуда у разработчиков кодов ТН ВЭД ЕАЭС такой странный пиетет к одноствольным ружьям и демонстративное объединяющее всех и вся неуважение к «прочим»?
На самом деле всё происходящее прямо сейчас на российском оружейном рынке повод скорее для грусти, чем для петросянства… И, кстати, отсутствие в постановлении патронов для нарезного оружия (гладкоствольные под раздачу угодили) есть результат обыкновенного головотяпства или намеренная забота о неких интересах государственной важности? Как думаете?