Оружейный журнал

Издаётся с 1999 г.

Статьи

Как стать звездой

Артистическое фехтование в России уже довольно давно (с 2008 года) является дисциплиной вида спорта фехтование. С непривычным соседством нового спортивного направления, которое впервые за сто с лишним лет потеснило гегемонию шпаги, рапиры и сабли, постепенно познакомились, свыклись и смирились многочисленные спортивные ведомства…

Сегодня дело обстоит таким образом, что Чемпионаты России по арт-фехтованию министерство спорта вносит в официальный календарный план, Федерация фехтования России выделяет деньги на проведение соревнований, а победители получают заветные спортивные звания. И вот тут-то, на этапе выявления победителей и распределения наград, возникает непонимание. Причём не со стороны министерств и ведомств, а со стороны самих участников, тренеров и руководителей команд, которые не всегда способны понять, по каким критериям производится судейство, каким требованиям должна отвечать боевая хореография и какие именно детали исполнительского мастерства одного фехтовальщика делают чемпионом, а другого, не менее подготовленного, относят, к примеру, на восьмое место.

Столкнувшись с целым букетом внутренних противоречий, многие российские команды просто покинули арену борьбы новой спортивной дисциплины. И это — печальная тенденция. Потому что среди этих многих были и есть действительно сильные, интересные конкурентоспособные коллективы. Но для того чтобы побеждать в арт-фехтовании, недостаточно быть хорошим фехтовальщиком и актёром, хотя именно из этих качеств складывается мастерство арт-фехтовальщика.

Выступление в стиле арт-фехтования на открытии Кубка мира «Рапира Санкт-Петербурга». 2015 г.

Для начала нужно понять, что арт-фехтование в действительности очень многообразно. Существуют различные национальные федерации этого вида спорта, со своими взглядами, принципами и правилами, существуют не спортивные, фестивальные направления этого искусства. Но если мы говорим об арт-фехтовании именно как о дисциплине спортивного фехтования и именно в России, приходится учитывать все существующие спортивные требования и условия. Причём как для победы, так и для участия в соревнованиях по арт-фехтованию вообще.

Знание всех правил важно не только для участников соревнований, но и для профессиональных зрителей. Во всяком случае владея вопросом, зная все законы спортивного арт-фехтования, смотреть выступления спортсменов намного интереснее, и я бы даже сказал, полезнее.

Собственно, эту статью я бы адресовал не только арт-фехтовальщикам или тем, кто собирается примкнуть к этому интересному фехтовальному направлению, но и профессиональным зрителям, число которых, по всем законам развития молодого вида спорта, должно неуклонно возрастать.

В артистическом фехтовании выделяется восемь номинаций:

  • упражнение «соло» (солокомпозиция);
  • упражнение «группа»;
  • дуэт — античность;
  • дуэт — от XVI века;
  • дуэт — свободный стиль;
  • группа — античность;
  • группа — от XVI века;
  • группа — свободный стиль.

Одно из первых условий, которые должны соблюдать спортсмены, — правильный хронометраж. Причём к хронометражу относится как общее время выступления, так и время, непосредственно посвящённое фехтовальной практике. Именно поэтому за действиями исполнителей следят сразу два хронометриста.

В номинации соло — общее время выступления не более двух минут, а время фехтовальной практики (демонстрации фехтовальной техники) — не менее 1 минуты и 20 секунд. Упражнение «группа» (оригинальный формат групповой демонстрации техники) занимает две с половиной минуты, из них две отводится на фехтовальную практику. В дуэте общее время ограничивается четырьмя минутами, а время чистого поединка — не меньше двух. Самое продолжительное время предусмотрено в номинации группового боя. Там на весь номер отводится шесть минут. И из них три с половиной минуты должны быть посвящены фехтованию.

Для меня лично, кстати, ограничения по хронометражу представляют особенную трудность. Мне всегда не хватает времени. Особенно — в сольном выступлении. Уложить в две минуты сюжетную завязку, кульминацию и развязку, а внутри этой истории поместить полноценную хореографию поединка с воображаемым противником — задача сложная. Но в этом и заключается одна из граней мастерства арт-фехтовальщика.

Постановка боя на длинных мечах

В процессе самого выступления судьи оценивают каждый номер по целому ряду показателей, среди которых отдельно рассматриваются технический и артистический аспекты. К технике относятся, в частности, такие параметры как базовая техника, мастерство, безопасность и слаженность действий, сложность композиции, общий уровень и репертуар боевых действий. В свою очередь, оценка за артистичность исполнения складывается из артистизма, выразительности, композиционного построения и общего впечатления, оригинальности идеи, оформления постановки, костюма… Целый набор факторов, и только следование им всем может обеспечить победу. Может, но не гарантирует. Потому что при оценке номера большую роль играет также общее впечатление, законы которого относятся скорее к невыразимой области искусства — режиссуры, исполнительского мастерства и т.д., нежели к математическому подсчёту очков.

Кстати, в первые годы существования артистического фехтования в России такой фактор, как общее впечатление, выраженно доминировал. Для победы на первых чемпионатах достаточно было сделать яркое, динамичное шоу, впечатление от которого запросто могло скрыть и недостатки фехтовальной техники, и недостаточность времени боевой хореографии…

Однако современное судейство предъявляет более жёсткие требования к фехтовальному содержанию номеров. И это, несомненно, правильно. А главное, требования по хронометражу и техники не отменяют возможности для создания большого впечатляющего шоу. Таким образом, соединение шоу и техники тоже стоит отнести к настоящему мастерству в мире арт-фехтования.

Одним из интересных слагаемых победы в арт-фехтовании может послужить такая неожиданная деталь номера как костюм. Опять же, говоря о первых годы российского арт-фехтования, можно вспомнить, как в эту начинающуюся дисциплину устремились любители исторической реконструкции. И многие из них искренне полагали, что обладание аутентичным историческим костюмом или доспехом обеспечит им завоевание призовых мест. На самом же деле аутентичность сценического костюма вообще не играет роли в артистическом фехтовании. Костюм в этом виде спорта является (или, по крайней мере, должен являться) результатом деятельности художника, а не историка, подобно тому, как создаются костюмы для театра или эстрадных шоу. Это не означает, что костюм исполнителя может вообще не соответствовать выбранной эпохе, однако приоритетными критериями здесь является, в первую очередь, выразительность образа, а также смысловая нагрузка, художественное соответствие сценографии, удобство и безопасность исполнителей и т.д.

Ещё один фактор, пришедший в арт-фехтование из мира театра, — сюжет. Создание сюжета — дело серьёзное и непростое. Конечно, можно просто использовать готовый сценарный шаблон без претензий на оригинальность. Но тогда можно недобрать нужное количество баллов. А в спорте, как известно, каждый балл (сантиметр, грамм, секунда) зачастую играет решающую роль.

Арт-фехтование в Петергофе на «Балу золотых медалистов»

А вот из спортивного фехтования, в его артистической ипостаси, главенствует техника. Причём в её классическом варианте — с идеально правильными позитурами, безупречной последовательностью движений, чёткими позициями оружия.

А признаком, объединяющим театр и спорт в дисциплине арт-фехтование, пожалуй, является боевая хореография. Насыщенная, логичная, разнообразная, интересная, безопасная, эффектная, стилистически точная… По-хорошему, создание такой хореографии — отдельная профессия. Специалистов-постановщиков фехтовальных сцен, которые действительно способны создавать боевые шедевры в кино и театре, — единицы. Наверное, было бы правильно именно таких специалистов привлекать к созданию постановок, оставив исполнителям лишь «шлифовать» готовую партитуру своим физическим мастерством.

Впрочем, если вдуматься, артистическое фехтование вообще коллективный вид деятельности. Ведь очевидно, что и во всех остальных областях выразительности лучше привлекать узкоспециализированных специалистов. Сценография и эскизы костюмов — работа художника, изготовление костюмов, реквизита и оружия — мастеров костюмеров, реквизиторов, оружейников, сценарий номера создаёт драматург, хореографией занимается постановщик, общее руководство — задача режиссера…

Думается, что дальнейшее развитие артистического фехтования будет связано именно с развитием вот таких вот вспомогательных профессий, которые, собственно, и формируют образ и то мастерство, воплощаемое на сцене исполнителем. А пока, как и положено молодому виду спорта, арт-фехтование требует от своих адептов, помимо фехтовального мастерства, довольно много навыков и умений.

И это по-своему интересно.

P.S. Автор статьи принимал участие в Чемпионате России по артистическому фехтованию в Санкт-Петербурге. Сергей Мишенёв выступил в двух дисциплинах — солокомпозиция и дуэт — свободный стиль и в обоих завоевал золотые медали, став двукратным чемпионом России.

Добавить комментарий

Свежий номер
Партнёры
Видео
Вход
Письмо в редакцию

Журнал «КАЛАШНИКОВ. Оружие, боеприпасы, снаряжение»

Учредитель ООО «Азимут».
Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ № 77-1343 от 10 декабря 1999 г. выдано Министерством РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций.

Главный редактор
Михаил ДЕГТЯРЁВ

Заместитель главного редактора
Сергей МОРОЗОВ

Научный редактор
Юрий ПОНОМАРЁВ

Редактор отдела охоты и спорта
Римантас НОРЕЙКА

Редактор отдела пневматического оружия
Владимир ЛОПАТИН

 

Переводчик
Алексей ДЕГТЯРЁВ

Дизайн, вёрстка
Людмила МАТВЕЕВА

Директор по рекламе 
Вера ПАХОМОВА

Специальные корреспонденты
Руслан ЧУМАК, Евгений АЛЕКСАНДРОВ, Сергей МИШЕНЁВ

Бухгалтер
Ольга ЯСКЕВИЧ

Распространение
ООО «Инфо Маркет Сервис»

Генеральный директор
Марат МУСИН

Директор по продажам
Татьяна КАЛИЧКИНА

 

Журнал «КАЛАШНИКОВ» издаётся с ноября 1999 г. и является официальным печатным изданием Федерации практической стрельбы России, Союза российских оружейников и Федерации стрелково-спортивного многоборья. С 1997 по 1999 гг. журнал выпускался под названием «Ружьё. Оружие и амуниция».

Помимо собственно оружия всех типов и времён, в сферу интересов «КАЛАШНИКОВА» входит его практическое использование в любых формах: охота, спорт, боевое применение, развлекательная стрельба, самооборона и т. п.

«КАЛАШНИКОВ» тесно сотрудничает с ведущим европейским специализированным изданием — немецким оружейным журналом Deutsches Waffen-Journal (DWJ). Русскоязычная версия журнала DWJ, состоящая из наиболее интересных для отечественного читателя статей, выходит ежемесячно как часть «КАЛАШНИКОВА» (в формате «журнал в журнале»).

Журнал «КАЛАШНИКОВ» является участником крупнейших оружейных выставок (SHOT Show, IWA, IDEX, Arms & Hunting и др.) и по приглашению ведущих мировых производителей оружия и оптики (Swarovski, Browning Winchester, Fabarm, Kahles, Sako, Blaser, Zoli, Zeiss, Merkel, Sheiring, Ceska Zbrojovka, Benelli) посещает производственные комплексы в самых разных странах мира.

Тесная связь редакции со всеми ведущими российскими импортёрами охотничьего оружия, отечественными и зарубежными оружейными заводами и испытательными полигонами обеспечивает достоверность и профессионализм публикуемых материалов об оружии, боеприпасах, снаряжении, истории, охоте, стрелковом спорте, боевом опыте.

Среди авторов журнала «КАЛАШНИКОВ» ведущие разработчики, испытатели, спортсмены, эксперты, чья высокая репутация известна не только в России, но и за рубежом.

Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ № 77-1343 от 10.12.1999 г., выдано Министерством по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций.

Журнал выходит ежемесячно, тиражом 30 000 экз.

Мы рады приветствовать читателей «КАЛАШНИКОВА» на обновлённом сайте и надеемся, что новый формат позволит с большим удобством пользоваться всем нашим информационным массивом и даже влиять на содержание журнала.

Главная новость — с 2016 года запускается электронная версия журнала (пока без DWJ) на сайте www.kalashnikov.ru. Статьи из журнала будут появляться на сайте по мере их перевёрстки в экранный формат, вместе с новостями из свежего номера. У зарегистрированных посетителей появится возможность комментировать статьи.

Содержание свежего номера доступно при клике на его обложку на главной странице, а отдельные статьи вы можете видеть справа от неё (доступны по ссылке «Читать далее»). Уже опубликованные в электронном виде статьи в содержании видны по активным ссылкам. Свежие номера и подписка на полный формат (с DWJ) в наших фирменных приложениях в App Store и Google Play остаются платными (см. раздел «Подписка»), но по мере устаревания (через месяц после выхода) доступ к номерам становится свободным.

Обратите внимание, что раздел «Подшивка», где можно найти все архивные номера «КАЛАШНИКОВА», будет наполняться постепенно и на протяжении этого времени мы сохраняем доступ к старой версии сайта.

Надеемся, что с нами будет интересно!

Редакция журнала «КАЛАШНИКОВ»

Фирменные приложения, доступные для установки в Google play и App Store, обеспечивают возможность покупки отдельных номеров «КАЛАШНИКОВА», квартальной, полугодовой и годовой подписки, а также совершенно бесплатный просмотр устаревших номеров.

ООО «Азимут», 191028, Санкт-Петербург, а/я 28 
+7 (812) 380 92 18
 info@kalashnikov.ru  

ООО «АЗИМУТ»

ИНН 7813123393 КПП 784201001

Р/с 40702810455040005418
В Дополнительном офисе № 9055/01945 Северо-Западного банка
ОАО Сбербанка России.
К/с 30101810500000000653
БИК 044030653

Юридический адрес:
191123, г. Санкт-Петербург, ул. Фурштатская д.33,
пом. 10 Н
Адрес для корреспонденции:
191028, г. Санкт-Петербург, а/я 28
ОГРН 1037828010252
ОКАТО 40298564000 ОКПО 52147669 ОКВЭД 58.14
ОКФС 16 ОКПФ 65

Похожие статьи