Оружейный журнал

Издаётся с 1999 г.

Статьи

Фехтование — связь времён

С 5 по 6 мая в нашем городе прошёл очередной этап Кубка мира «Рапира Санкт-Петербурга». Одно из крупнейших мировых первенств по фехтованию на рапирах вновь собрало сильнейших рапиристов планеты.

«Рапира Санкт-Петербурга» является самым крупным фехтовальным событием нашего города. За четыре десятка лет этот турнир стал не только общим форумом питерской фехтовальной администрации и тренерского корпуса, но и серьёзной вехой для мировой фехтовальной элиты.
Мы уже неоднократно писали об этом турнире, следя за достижениями наших спортсменов. Рапира Санкт-Петербурга всегда богата интересными событиями и, говоря журналистским языком — информационными поводами. Здесь проходила испытания новая аппаратура для фиксации укола, здесь, кроме обязательной и традиционной рапиры, бывала представлена спортивная шпага и даже сабля, здесь же фехтовальная общественность познакомилась с новой спортивной дисциплиной — арт-фехтование. Последнее, первоначально, лишь в виде отдельных выступлений на церемонии открытия. Но в этот раз арт-фехтование было представлено особенно ярко.
Всё началось с идеи федерации фехтования Санкт-Петербурга сделать для города особый праздник, приуроченный к турниру, но интересный и доступный не только фехтовальщикам, но и людям далеким от холодного оружия. Местом для проведения такого праздника стал атриум Главного штаба Государственного Эрмитажа. Неординарное событие потребовало неординарного сценария. Но о сценарии чуть позже.
А открыл праздник детский коллектив студии артистического фехтования 29-й школы. Эта студия, находящаяся под патронажем Международной академии фехтовальных искусств, уже известна многим любителям фехтования. Арт-фехтовальщики из 29-й регулярно выступают на самых разных городских мероприятиях и соревнованиях. А в этот раз на студии лежала особая миссия — связать воедино место проведения праздника и искусство фехтования. Для решения этой задачи дети создали особый номер под названием «Музей восковых фигур», повествующий о сложных взаимоотношениях музейных экспонатов в ночное время.
Тему связи Эрмитажа и фехтовальной истории подхватил заместитель директора Эрмитажа по научной работе Георгий Вадимович Вилинбахов. В своей приветственной речи он рассказал о легендарном Леониде Тарасюке, историке, фехтовальщике, оружиеведе, человеке, создавшем экспозицию «Рыцарского зала».
Только после этого пришло время главного номера всей программы.
Ключевую идею здесь подсказал президент Федерации фехтования Санкт-Петербурга Михаил Анатольевич Рыдник ещё задолго до сегодняшнего события. По его замыслу, центральная часть будущего шоу должна была состоять из синхронной демонстрации различных приёмов фехтования. Причем на одной части сцены демонстрировались бы современные спортивные приёмы, а на другой — аналогичные приемы из арсенала дуэлянтов прошлых веков. Номер получил название «Фехтование — связь времён», которое вскоре перешло на всю программу.
Для реализации такого замысла были привлечены специалисты соответствующего класса. Сторону современного фехтования представляли мастер спорта международного класса, чемпион мира Георгий Бруев и мастер спорта Кобланды Бижуманов, а демонстрацию архаичных техник взяли на себя чемпионы России, вице-чемпионы мира по арт-фехтованию Сергей Мишенёв и Галина Чернова.
В качестве ведущего на шоу пригласили популярного питерского актера Сергея Сафронова, которого довольно хорошо знает фехтовальная общественность. Сергей сыграл роль де Вальвера в спектакле продюсерского центра «Арт-Петер», фехтовал в сериалах «Мушкетёры Екатерины» и «Дружина», а также провёл (в качестве ведущего) первый в нашем городе Чемпионат России по артистическому фехтованию.
Связь времён оказалась необычайно познавательной не только для зрителей, но и для создателей программы. Дело в том, что подобрать полные аналоги архаичных техник к спортивным приёмам — дело чрезвычайно сложное. Например, к некоторым современным технологиям вообще невозможно подобрать какие-то параллели в виду отсутствия прямых аналогов. Тем не менее, работа оказалась очень интересной.
Для начала ведущий предложил присутствующем на сцене экспертам поприветствовать зрителей. Современные мастера сделали это энергично, подняв и опустив клинок шпаги. А представители артистического цеха исполнили целый барочный ритуал, состоящий из двенадцати характерных церемониальных движений. Именно так приветствовали друг друга дуэлянты в век Просвещения.
Затем мастерам предстояло сравнить нумерацию старинных и современных позиций. То, что позиции в фехтовании обозначаются девятью цифрами, а под ними скрываются двенадцать различных положений оружия, знают, наверное, все более-менее образованные фехтовальщики. Но далеко не всем известно, что эти самые девять цифр появились не сразу, а появившись, означали совершенно другие положения руки и оружия.
К примеру, если первая позиция в современном фехтовании имеет отношение к нижнему внутреннему сектору, то эта же «единица» в трактате миланского мастера Камилло Агриппы 1553 года располагалась прямо над головой. Логика старых мастеров была достаточно очевидна: первой считалась позиция, которая естественным образом образовывалась в момент, когда боец только обнажал оружие.
Однако спустя уже 22 года эту логику подверг сомнению другой мастер эпохи Ренессанса Анджело Виджиани. Он предположил, что боец готов к бою не тогда, когда извлечет оружие из ножен, а тогда, когда только лишь положит руку на рукоять рапиры. Оружие, как известно, носили на левом боку. Правая рука, опущенная на рукоять рапиры, оказывалась, таким образом, в нижнем внутреннем секторе. То есть именно там, где располагается и современная «единица».
Таким же образом участники шоу исследовали целые группы фехтовальных движений, сравнивая техники уклонений, защит и контратак.
Отдельно были продемонстрированы действия, которым вообще нет аналогов в современных техниках. К таким относятся, например, приёмы обезоруживания, которых в старых фехтовальных арсеналах набралось не менее двадцати способов.
В свою очередь и спортсмены не ударили в грязь лицом, показав несколько ультрасовременных приёмов, наиболее актуальных в условиях современного спорта.
В заключение ведущий предложил мастерам совершить один общий ритуал, появившийся ещё на пеших рыцарских турнирах в XV в. и сохранившийся без изменения до сегодняшнего дня. Этим ритуалом оказалось рукопожатие, которым и сегодня обмениваются фехтовальщики после каждого боя.
… Программа «Фехтование — связь времён» оказалась большой и насыщенной. Кроме одноимённого номера, сравнивающего старинные и современные техники, в празднике приняли участие фокусники, приготовившие особые трюки с холодным оружием, а также действующие чемпионы по фехтованию, победители Олимпийских игр в Рио, которые также вышли на сцену, чтобы поприветствовать гостей праздника и рассказать о своем романтическом виде спорта. Причем многие фехтовальщики приехали в Эрмитаж прямо с «поля боя», ведь именно в это время на Зимнем стадионе проходил первый день нашего Кубка мира.
Ну а на следующий день, уже непосредственно на месте проведения чемпионата, состоялось официальное открытие Кубка, на котором вновь выступали мастера артистического фехтования Международной академии фехтовальных искусств, а лучшие спортсмены мира сражались на современных спортивных дорожках.
И все пришедшие на стадион зрители могли вживую видеть и стремительные спортивные атаки, завершающиеся электрическим звонком фиксатора, и изысканные, сложные приемы старинного фехтовального арсенала, сопровождаемые нервным звоном стали.
А это и есть настоящая связь времён.

Добавить комментарий

Свежий номер
Партнёры
Видео
Вход
Письмо в редакцию

Журнал «КАЛАШНИКОВ. Оружие, боеприпасы, снаряжение»

Учредитель ООО «Азимут».
Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ № 77-1343 от 10 декабря 1999 г. выдано Министерством РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций.

Главный редактор
Михаил ДЕГТЯРЁВ

Заместитель главного редактора
Сергей МОРОЗОВ

Научный редактор
Юрий ПОНОМАРЁВ

Редактор отдела охоты и спорта
Римантас НОРЕЙКА

Редактор отдела пневматического оружия
Владимир ЛОПАТИН

Администратор сайта
Алексей ДЕГТЯРЁВ

Дизайн, вёрстка
Людмила МАТВЕЕВА

Директор по рекламе 
Вера ПАХОМОВА

Специальные корреспонденты
Руслан ЧУМАК, Евгений АЛЕКСАНДРОВ, Сергей МИШЕНЁВ

Бухгалтер
Ольга ЯСКЕВИЧ

Распространение
ООО «Инфо Маркет Сервис»

Генеральный директор
Марат МУСИН

Директор по продажам
Татьяна КАЛИЧКИНА

Журнал «КАЛАШНИКОВ» издаётся с ноября 1999 г. и является официальным печатным изданием Федерации практической стрельбы России, Союза российских оружейников и Федерации стрелково-спортивного многоборья. С 1997 по 1999 гг. журнал выпускался под названием «Ружьё. Оружие и амуниция».

Помимо собственно оружия всех типов и времён, в сферу интересов «КАЛАШНИКОВА» входит его практическое использование в любых формах: охота, спорт, боевое применение, развлекательная стрельба, самооборона и т. п.

«КАЛАШНИКОВ» тесно сотрудничает с ведущим европейским специализированным изданием — немецким оружейным журналом Deutsches Waffen-Journal (DWJ). Русскоязычная версия журнала DWJ, состоящая из наиболее интересных для отечественного читателя статей, выходит ежемесячно как часть «КАЛАШНИКОВА» (в формате «журнал в журнале»).

Журнал «КАЛАШНИКОВ» является участником крупнейших оружейных выставок (SHOT Show, IWA, IDEX, Arms & Hunting и др.) и по приглашению ведущих мировых производителей оружия и оптики (Swarovski, Browning Winchester, Fabarm, Kahles, Sako, Blaser, Zoli, Zeiss, Merkel, Sheiring, Ceska Zbrojovka, Benelli) посещает производственные комплексы в самых разных странах мира.

Тесная связь редакции со всеми ведущими российскими импортёрами охотничьего оружия, отечественными и зарубежными оружейными заводами и испытательными полигонами обеспечивает достоверность и профессионализм публикуемых материалов об оружии, боеприпасах, снаряжении, истории, охоте, стрелковом спорте, боевом опыте.

Среди авторов журнала «КАЛАШНИКОВ» ведущие разработчики, испытатели, спортсмены, эксперты, чья высокая репутация известна не только в России, но и за рубежом.

Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ № 77-1343 от 10.12.1999 г., выдано Министерством по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций.

Журнал выходит ежемесячно, тиражом 30 000 экз.

Мы рады приветствовать читателей «КАЛАШНИКОВА» на обновлённом сайте и надеемся, что новый формат позволит с большим удобством пользоваться всем нашим информационным массивом и даже влиять на содержание журнала.

Главная новость — с 2016 года запускается электронная версия журнала (пока без DWJ) на сайте www.kalashnikov.ru. Статьи из журнала будут появляться на сайте по мере их перевёрстки в экранный формат, вместе с новостями из свежего номера. У зарегистрированных посетителей появится возможность комментировать статьи.

Содержание свежего номера доступно при клике на его обложку на главной странице, а отдельные статьи вы можете видеть справа от неё (доступны по ссылке «Читать далее»). Уже опубликованные в электронном виде статьи в содержании видны по активным ссылкам. Свежие номера и подписка на полный формат (с DWJ) в наших фирменных приложениях в App Store и Google Play остаются платными (см. раздел «Подписка»), но по мере устаревания (через месяц после выхода) доступ к номерам становится свободным.

Обратите внимание, что раздел «Подшивка», где можно найти все архивные номера «КАЛАШНИКОВА», будет наполняться постепенно и на протяжении этого времени мы сохраняем доступ к старой версии сайта.

Надеемся, что с нами будет интересно!

Редакция журнала «КАЛАШНИКОВ»

ООО «Азимут», 191028, Санкт-Петербург, а/я 28 
+7 (812) 380 92 18
 info@kalashnikov.ru  

ООО «АЗИМУТ»

ИНН 7813123393 КПП 784201001

Р/с 40702810455040005418
В Дополнительном офисе № 9055/01945 Северо-Западного банка
ОАО Сбербанка России.
К/с 30101810500000000653
БИК 044030653

Юридический адрес:
191123, г. Санкт-Петербург, ул. Фурштатская д.33,
пом. 10 Н
Адрес для корреспонденции:
191028, г. Санкт-Петербург, а/я 28
ОГРН 1037828010252
ОКАТО 40298564000 ОКПО 52147669 ОКВЭД 58.14
ОКФС 16 ОКПФ 65

Похожие статьи