С 5 по 6 мая в нашем городе прошёл очередной этап Кубка мира «Рапира Санкт-Петербурга». Одно из крупнейших мировых первенств по фехтованию на рапирах вновь собрало сильнейших рапиристов планеты.
«Рапира Санкт-Петербурга» является самым крупным фехтовальным событием нашего города. За четыре десятка лет этот турнир стал не только общим форумом питерской фехтовальной администрации и тренерского корпуса, но и серьёзной вехой для мировой фехтовальной элиты.
Мы уже неоднократно писали об этом турнире, следя за достижениями наших спортсменов. Рапира Санкт-Петербурга всегда богата интересными событиями и, говоря журналистским языком — информационными поводами. Здесь проходила испытания новая аппаратура для фиксации укола, здесь, кроме обязательной и традиционной рапиры, бывала представлена спортивная шпага и даже сабля, здесь же фехтовальная общественность познакомилась с новой спортивной дисциплиной — арт-фехтование. Последнее, первоначально, лишь в виде отдельных выступлений на церемонии открытия. Но в этот раз арт-фехтование было представлено особенно ярко.
Всё началось с идеи федерации фехтования Санкт-Петербурга сделать для города особый праздник, приуроченный к турниру, но интересный и доступный не только фехтовальщикам, но и людям далеким от холодного оружия. Местом для проведения такого праздника стал атриум Главного штаба Государственного Эрмитажа. Неординарное событие потребовало неординарного сценария. Но о сценарии чуть позже.
А открыл праздник детский коллектив студии артистического фехтования 29-й школы. Эта студия, находящаяся под патронажем Международной академии фехтовальных искусств, уже известна многим любителям фехтования. Арт-фехтовальщики из 29-й регулярно выступают на самых разных городских мероприятиях и соревнованиях. А в этот раз на студии лежала особая миссия — связать воедино место проведения праздника и искусство фехтования. Для решения этой задачи дети создали особый номер под названием «Музей восковых фигур», повествующий о сложных взаимоотношениях музейных экспонатов в ночное время.
Тему связи Эрмитажа и фехтовальной истории подхватил заместитель директора Эрмитажа по научной работе Георгий Вадимович Вилинбахов. В своей приветственной речи он рассказал о легендарном Леониде Тарасюке, историке, фехтовальщике, оружиеведе, человеке, создавшем экспозицию «Рыцарского зала».
Только после этого пришло время главного номера всей программы.
Ключевую идею здесь подсказал президент Федерации фехтования Санкт-Петербурга Михаил Анатольевич Рыдник ещё задолго до сегодняшнего события. По его замыслу, центральная часть будущего шоу должна была состоять из синхронной демонстрации различных приёмов фехтования. Причем на одной части сцены демонстрировались бы современные спортивные приёмы, а на другой — аналогичные приемы из арсенала дуэлянтов прошлых веков. Номер получил название «Фехтование — связь времён», которое вскоре перешло на всю программу.
Для реализации такого замысла были привлечены специалисты соответствующего класса. Сторону современного фехтования представляли мастер спорта международного класса, чемпион мира Георгий Бруев и мастер спорта Кобланды Бижуманов, а демонстрацию архаичных техник взяли на себя чемпионы России, вице-чемпионы мира по арт-фехтованию Сергей Мишенёв и Галина Чернова.
В качестве ведущего на шоу пригласили популярного питерского актера Сергея Сафронова, которого довольно хорошо знает фехтовальная общественность. Сергей сыграл роль де Вальвера в спектакле продюсерского центра «Арт-Петер», фехтовал в сериалах «Мушкетёры Екатерины» и «Дружина», а также провёл (в качестве ведущего) первый в нашем городе Чемпионат России по артистическому фехтованию.
Связь времён оказалась необычайно познавательной не только для зрителей, но и для создателей программы. Дело в том, что подобрать полные аналоги архаичных техник к спортивным приёмам — дело чрезвычайно сложное. Например, к некоторым современным технологиям вообще невозможно подобрать какие-то параллели в виду отсутствия прямых аналогов. Тем не менее, работа оказалась очень интересной.
Для начала ведущий предложил присутствующем на сцене экспертам поприветствовать зрителей. Современные мастера сделали это энергично, подняв и опустив клинок шпаги. А представители артистического цеха исполнили целый барочный ритуал, состоящий из двенадцати характерных церемониальных движений. Именно так приветствовали друг друга дуэлянты в век Просвещения.
Затем мастерам предстояло сравнить нумерацию старинных и современных позиций. То, что позиции в фехтовании обозначаются девятью цифрами, а под ними скрываются двенадцать различных положений оружия, знают, наверное, все более-менее образованные фехтовальщики. Но далеко не всем известно, что эти самые девять цифр появились не сразу, а появившись, означали совершенно другие положения руки и оружия.
К примеру, если первая позиция в современном фехтовании имеет отношение к нижнему внутреннему сектору, то эта же «единица» в трактате миланского мастера Камилло Агриппы 1553 года располагалась прямо над головой. Логика старых мастеров была достаточно очевидна: первой считалась позиция, которая естественным образом образовывалась в момент, когда боец только обнажал оружие.
Однако спустя уже 22 года эту логику подверг сомнению другой мастер эпохи Ренессанса Анджело Виджиани. Он предположил, что боец готов к бою не тогда, когда извлечет оружие из ножен, а тогда, когда только лишь положит руку на рукоять рапиры. Оружие, как известно, носили на левом боку. Правая рука, опущенная на рукоять рапиры, оказывалась, таким образом, в нижнем внутреннем секторе. То есть именно там, где располагается и современная «единица».
Таким же образом участники шоу исследовали целые группы фехтовальных движений, сравнивая техники уклонений, защит и контратак.
Отдельно были продемонстрированы действия, которым вообще нет аналогов в современных техниках. К таким относятся, например, приёмы обезоруживания, которых в старых фехтовальных арсеналах набралось не менее двадцати способов.
В свою очередь и спортсмены не ударили в грязь лицом, показав несколько ультрасовременных приёмов, наиболее актуальных в условиях современного спорта.
В заключение ведущий предложил мастерам совершить один общий ритуал, появившийся ещё на пеших рыцарских турнирах в XV в. и сохранившийся без изменения до сегодняшнего дня. Этим ритуалом оказалось рукопожатие, которым и сегодня обмениваются фехтовальщики после каждого боя.
… Программа «Фехтование — связь времён» оказалась большой и насыщенной. Кроме одноимённого номера, сравнивающего старинные и современные техники, в празднике приняли участие фокусники, приготовившие особые трюки с холодным оружием, а также действующие чемпионы по фехтованию, победители Олимпийских игр в Рио, которые также вышли на сцену, чтобы поприветствовать гостей праздника и рассказать о своем романтическом виде спорта. Причем многие фехтовальщики приехали в Эрмитаж прямо с «поля боя», ведь именно в это время на Зимнем стадионе проходил первый день нашего Кубка мира.
Ну а на следующий день, уже непосредственно на месте проведения чемпионата, состоялось официальное открытие Кубка, на котором вновь выступали мастера артистического фехтования Международной академии фехтовальных искусств, а лучшие спортсмены мира сражались на современных спортивных дорожках.
И все пришедшие на стадион зрители могли вживую видеть и стремительные спортивные атаки, завершающиеся электрическим звонком фиксатора, и изысканные, сложные приемы старинного фехтовального арсенала, сопровождаемые нервным звоном стали.
А это и есть настоящая связь времён.