27 ноября 2016 г. в Санкт-Петербурге состоялся Чемпионат России по артистическому фехтованию. Девятый, с момента официальной регистрации этой новой спортивной дисциплины, и первый в нашем городе.
Надо сказать, что за последние годы интерес к артистическому фехтованию охватил всю Россию и практически в каждом крупном регионе уже давно существуют собственные отделения. Пожалуй, последним «белым пятном» на карте артистического фехтования России оставался именно Санкт-Петербург. Оставался до июля 2016 г., когда Центральным исполкомом Федерации артистического фехтования России было утверждено новое региональное отделение — санкт-петербургское. Ну а 27 ноября этого же года доказало и актуальность, и работоспособность новой организации.
Правда, в этот раз на чемпионате был представлена только один питерский коллектив — команда Международной академии фехтовальных искусств. Однако на данный момент известно, что уже несколько фехтовальных школ нашего города проявили интерес к новой спортивной дисциплине, и в следующий раз Санкт-Петербург будут представлять как минимум три команды.
Ну а пока различные питерские школы старинного фехтования адаптируют своё мастерство под особенности спортивной сцены (необычное, но очень правильное словосочетание), мы продолжаем публиковать материалы о новом виде спорта, отвечая на многочисленные вопросы, возникшие после проведения девятого Чемпионата России.
И главный вопрос, на который я хочу сегодня ответить: «Для чего вообще нужно артистическое фехтование?».
Сразу скажу, что для меня лично, так же как и для ближайшего моего окружения, такой вопрос не стоит вообще. Точно так же как любой нормальный художник не задаётся вопросом, для чего нужна живопись, а музыкант не мучается проблемой смысла существования музыки, точно так же и мы не беспокоимся относительно арт-фехтования. Однако рассмотреть подобный вопрос всё же стоит, поскольку он может оказаться ключевым для многих молодых людей, избирающих свой путь в спорте.
Итак, прежде всего арт-фехтование — это очень разносторонняя подготовка спортсмена. Фактически внутри одной этой дисциплины объединены фехтование, акробатика, хореография, танец, элементы различных единоборств и, конечно, актерское мастерство. И это не говоря о том, что арт-фехтование даёт возможность изучать и использовать различные фехтовальные техники, наряду с базовой колющей и рубящей классикой. То есть арт-фехтование по сути является своеобразным фехтовальным многоборьем.
От себя могу добавить: я занимался и продолжаю заниматься различными видами фехтования, в том числе современными олимпийскими. Так вот лично для меня ведение спортивного поединка менее трудозатратно, чем исполнение боевой хореографии арт-фехтования. То есть по сумме аэробных и анаэробных нагрузок хороший постановочный бой предъявляет повышенные требования к физическим качествам спортсмена.
Кроме того занятия арт-фехтованием вызывают у адептов особый интерес к истории, этнографии, этикету, костюму. Поэтому можно утверждать, что занятие этой дисциплиной сопряжено с развитием вкуса и расширением кругозора.
Ну а работа над хореографией поединка, напрямую относясь к области искусства и пластической выразительности, раскрывает творческий потенциал спортсмена, развивает фантазию, логику, пространственное видение.
И, несомненно, одним из важных, притягательных для многих молодых людей факторов в арт-фехтовании является его официальный статус. Возможность принять участие в крупнейших турнирах страны и мира, реальные перспективы настоящей спортивной карьеры с возможностью получать спортивные звания вплоть до мастера спорта России несомненно играет большую роль в нынешнем росте популярности этого молодого вида спорта.
Все эти факторы делают артистическое фехтование важной и интересной дисциплиной как для детей, так и для взрослых. Однако кроме индивидуальных положительных качеств, которые приобретают адепты этого вида, арт-фехтование имеет ещё одно самостоятельное значение.
В этом смысле можно отметить, что арт-фехтование является, пожалуй, единственным видом фехтования, которое способно фиксировать и, что очень важно, сохранять классическую фехтовальную технику. Не секрет, что подобной цели у других фехтовальных дисциплин нет. Поэтому современные олимпийские шпага, рапира и сабля лишь очень отдалённо напоминают техники, описанные в старинных учебниках. А вот артистическое фехтование выводит эту самую каноническую технику на один из первых планов. И для старинного, развитого боевого искусства, каковым является фехтование, такая фиксация классического канона, несомненно, является очень важным элементом.
Понятно, что прямой цели точно воспроизводить и сохранять старинные школы у арт-фехтования нет. Однако есть совершенно чёткие пункты правил, которые обязывают фехтовальщика соответствовать целому ряду канонических форм. Например, не заваливать стопу на выпаде, удерживать корпус в вертикальном положении и т.д.
Это же качество артистического фехтования можно отнести не только к классическим видам, но и к более ранним школам эпохи Ренессанса, Средневековья и даже Античности. Конечно, наиболее архаичные боевые искусства не всегда поддаются доскональной реконструкции, но именно в этих случаях артистическое фехтование предоставляет возможность для творческого эксперимента. Подобное поле творческой и научной деятельности может оказаться очень актуальным для многих историков боевых искусств, и некоторые из них уже ищут себя на поприще спортивной сцены.
Также арт-фехтование способно оживлять и воплощать не только старинные, но и национальные виды боя, различные ритуальные формы, консервативные академические школы… Для всего этого, конечно, предстоит проделать еще много работы, как в научно-исследовательской сфере, так и в области методики и специфики подготовки спортсменов, формирования квалифицированных судейских бригад, расширения и совершенствования правил… Но это, как говорится, уже совсем другая история. Хотя история не слишком отдалённая!
О чем-то подобном еще много лет назад заявил президент Международной федерации фехтования (FIE) Рене Рок. В одном из своих выступлений он отметил, что ни один из трёх видов современного фехтовального оружия (шпага, рапира, сабля) не в состоянии представить всё богатство старинных фехтовальных школ. При этом мсье Рок призвал руководителей национальных федераций проявить творческую инициативу и представить FIE какие-нибудь идеи, позволяющие восполнить выявленный пробел.
Тогда призыв Рене Рока остался «гласом вопиющего в пустыне». Но теперь, пожалуй, именно артистическое фехтование способно воссоздавать и сохранять всё многообразие фехтовальных техник.