Статьи

Часто задаваемый вопрос

27 ноября 2016 г. в Санкт-Петербурге состоялся Чемпионат России по артистическому фехтованию. Девятый, с момента официальной регистрации этой новой спортивной дисциплины, и первый в нашем городе.

Надо сказать, что за последние годы интерес к артистическому фехтованию охватил всю Россию и практически в каждом крупном регионе уже давно существуют собственные отделения. Пожалуй, последним «белым пятном» на карте артистического фехтования России оставался именно Санкт-Петербург. Оставался до июля 2016 г., когда Центральным исполкомом Федерации артистического фехтования России было утверждено новое региональное отделение — санкт-петербургское. Ну а 27 ноября этого же года доказало и актуальность, и работоспособность новой организации.

Правда, в этот раз на чемпионате был представлена только один питерский коллектив — команда Международной академии фехтовальных искусств. Однако на данный момент известно, что уже несколько фехтовальных школ нашего города проявили интерес к новой спортивной дисциплине, и в следующий раз Санкт-Петербург будут представлять как минимум три команды.

Ну а пока различные питерские школы старинного фехтования адаптируют своё мастерство под особенности спортивной сцены (необычное, но очень правильное словосочетание), мы продолжаем публиковать материалы о новом виде спорта, отвечая на многочисленные вопросы, возникшие после проведения девятого Чемпионата России.

И главный вопрос, на который я хочу сегодня ответить: «Для чего вообще нужно артистическое фехтование?».

Сразу скажу, что для меня лично, так же как и для ближайшего моего окружения, такой вопрос не стоит вообще. Точно так же как любой нормальный художник не задаётся вопросом, для чего нужна живопись, а музыкант не мучается проблемой смысла существования музыки, точно так же и мы не беспокоимся относительно арт-фехтования. Однако рассмотреть подобный вопрос всё же стоит, поскольку он может оказаться ключевым для многих молодых людей, избирающих свой путь в спорте.

Приветственное слово первого вице-президента федерации артистического фехтования России Алека Давыдовича Мовшовича

Итак, прежде всего арт-фехтование — это очень разносторонняя подготовка спортсмена. Фактически внутри одной этой дисциплины объединены фехтование, акробатика, хореография, танец, элементы различных единоборств и, конечно, актерское мастерство. И это не говоря о том, что арт-фехтование даёт возможность изучать и использовать различные фехтовальные техники, наряду с базовой колющей и рубящей классикой. То есть арт-фехтование по сути является своеобразным фехтовальным многоборьем.

От себя могу добавить: я занимался и продолжаю заниматься различными видами фехтования, в том числе современными олимпийскими. Так вот лично для меня ведение спортивного поединка менее трудозатратно, чем исполнение боевой хореографии арт-фехтования. То есть по сумме аэробных и анаэробных нагрузок хороший постановочный бой предъявляет повышенные требования к физическим качествам спортсмена.

Приветственное слово президента федерации фехтования Санкт-Петерубрга Михаила Анатольевича Рыдника

Кроме того занятия арт-фехтованием вызывают у адептов особый интерес к истории, этнографии, этикету, костюму. Поэтому можно утверждать, что занятие этой дисциплиной сопряжено с развитием вкуса и расширением кругозора.

Ну а работа над хореографией поединка, напрямую относясь к области искусства и пластической выразительности, раскрывает творческий потенциал спортсмена, развивает фантазию, логику, пространственное видение.

Церемония награждения: двукратный чемпион России Сергей Мишенёв, чемпион России
Галина Чернова, серебряный призер Чемпионата России Алексей Буцайло

И, несомненно, одним из важных, притягательных для многих молодых людей факторов в арт-фехтовании является его официальный статус. Возможность принять участие в крупнейших турнирах страны и мира, реальные перспективы настоящей спортивной карьеры с возможностью получать спортивные звания вплоть до мастера спорта России несомненно играет большую роль в нынешнем росте популярности этого молодого вида спорта.

Все эти факторы делают артистическое фехтование важной и интересной дисциплиной как для детей, так и для взрослых. Однако кроме индивидуальных положительных качеств, которые приобретают адепты этого вида, арт-фехтование имеет ещё одно самостоятельное значение.

В этом смысле можно отметить, что арт-фехтование является, пожалуй, единственным видом фехтования, которое способно фиксировать и, что очень важно, сохранять классическую фехтовальную технику. Не секрет, что подобной цели у других фехтовальных дисциплин нет. Поэтому современные олимпийские шпага, рапира и сабля лишь очень отдалённо напоминают техники, описанные в старинных учебниках. А вот артистическое фехтование выводит эту самую каноническую технику на один из первых планов. И для старинного, развитого боевого искусства, каковым является фехтование, такая фиксация классического канона, несомненно, является очень важным элементом.

Понятно, что прямой цели точно воспроизводить и сохранять старинные школы у арт-фехтования нет. Однако есть совершенно чёткие пункты правил, которые обязывают фехтовальщика соответствовать целому ряду канонических форм. Например, не заваливать стопу на выпаде, удерживать корпус в вертикальном положении и т.д.

Это же качество артистического фехтования можно отнести не только к классическим видам, но и к более ранним школам эпохи Ренессанса, Средневековья и даже Античности. Конечно, наиболее архаичные боевые искусства не всегда поддаются доскональной реконструкции, но именно в этих случаях артистическое фехтование предоставляет возможность для творческого эксперимента. Подобное поле творческой и научной деятельности может оказаться очень актуальным для многих историков боевых искусств, и некоторые из них уже ищут себя на поприще спортивной сцены.

Также арт-фехтование способно оживлять и воплощать не только старинные, но и национальные виды боя, различные ритуальные формы, консервативные академические школы… Для всего этого, конечно, предстоит проделать еще много работы, как в научно-исследовательской сфере, так и в области методики и специфики подготовки спортсменов, формирования квалифицированных судейских бригад, расширения и совершенствования правил… Но это, как говорится, уже совсем другая история. Хотя история не слишком отдалённая!

О чем-то подобном еще много лет назад заявил президент Международной федерации фехтования (FIE) Рене Рок. В одном из своих выступлений он отметил, что ни один из трёх видов современного фехтовального оружия (шпага, рапира, сабля) не в состоянии представить всё богатство старинных фехтовальных школ. При этом мсье Рок призвал руководителей национальных федераций проявить творческую инициативу и представить FIE какие-нибудь идеи, позволяющие восполнить выявленный пробел.

Тогда призыв Рене Рока остался «гласом вопиющего в пустыне». Но теперь, пожалуй, именно артистическое фехтование способно воссоздавать и сохранять всё многообразие фехтовальных техник.

Добавить комментарий

Свежий номер
Партнёры
Видео
Вход
Письмо в редакцию

Журнал «КАЛАШНИКОВ. Оружие, боеприпасы, снаряжение»

Учредитель ООО «Азимут».
Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ № 77-1343 от 10 декабря 1999 г. выдано Министерством РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций.

Главный редактор
Михаил ДЕГТЯРЁВ

Заместитель главного редактора
Сергей МОРОЗОВ

Научный редактор
Юрий ПОНОМАРЁВ

Редактор отдела охоты и спорта
Римантас НОРЕЙКА

Редактор отдела пневматического оружия
Владимир ЛОПАТИН

 

Переводчик
Алексей ДЕГТЯРЁВ

Дизайн, вёрстка
Людмила МАТВЕЕВА

Директор по рекламе 
Вера ПАХОМОВА

Специальные корреспонденты
Руслан ЧУМАК, Евгений АЛЕКСАНДРОВ, Сергей МИШЕНЁВ

Бухгалтер
Ольга ЯСКЕВИЧ

Распространение
ООО «Инфо Маркет Сервис»

Генеральный директор
Марат МУСИН

Директор по продажам
Татьяна КАЛИЧКИНА

 

Журнал «КАЛАШНИКОВ» издаётся с ноября 1999 г. и является официальным печатным изданием Федерации практической стрельбы России, Союза российских оружейников и Федерации стрелково-спортивного многоборья. С 1997 по 1999 гг. журнал выпускался под названием «Ружьё. Оружие и амуниция».

Помимо собственно оружия всех типов и времён, в сферу интересов «КАЛАШНИКОВА» входит его практическое использование в любых формах: охота, спорт, боевое применение, развлекательная стрельба, самооборона и т. п.

«КАЛАШНИКОВ» тесно сотрудничает с ведущим европейским специализированным изданием — немецким оружейным журналом Deutsches Waffen-Journal (DWJ). Русскоязычная версия журнала DWJ, состоящая из наиболее интересных для отечественного читателя статей, выходит ежемесячно как часть «КАЛАШНИКОВА» (в формате «журнал в журнале»).

Журнал «КАЛАШНИКОВ» является участником крупнейших оружейных выставок (SHOT Show, IWA, IDEX, Arms & Hunting и др.) и по приглашению ведущих мировых производителей оружия и оптики (Swarovski, Browning Winchester, Fabarm, Kahles, Sako, Blaser, Zoli, Zeiss, Merkel, Sheiring, Ceska Zbrojovka, Benelli) посещает производственные комплексы в самых разных странах мира.

Тесная связь редакции со всеми ведущими российскими импортёрами охотничьего оружия, отечественными и зарубежными оружейными заводами и испытательными полигонами обеспечивает достоверность и профессионализм публикуемых материалов об оружии, боеприпасах, снаряжении, истории, охоте, стрелковом спорте, боевом опыте.

Среди авторов журнала «КАЛАШНИКОВ» ведущие разработчики, испытатели, спортсмены, эксперты, чья высокая репутация известна не только в России, но и за рубежом.

Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ № 77-1343 от 10.12.1999 г., выдано Министерством по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций.

Журнал выходит ежемесячно, тиражом 30 000 экз.

Мы рады приветствовать читателей «КАЛАШНИКОВА» на обновлённом сайте и надеемся, что новый формат позволит с большим удобством пользоваться всем нашим информационным массивом и даже влиять на содержание журнала.

Главная новость — с 2016 года запускается электронная версия журнала (пока без DWJ) на сайте www.kalashnikov.ru. Статьи из журнала будут появляться на сайте по мере их перевёрстки в экранный формат, вместе с новостями из свежего номера. У зарегистрированных посетителей появится возможность комментировать статьи.

Содержание свежего номера доступно при клике на его обложку на главной странице, а отдельные статьи вы можете видеть справа от неё (доступны по ссылке «Читать далее»). Уже опубликованные в электронном виде статьи в содержании видны по активным ссылкам. Свежие номера и подписка на полный формат (с DWJ) в наших фирменных приложениях в App Store и Google Play остаются платными (см. раздел «Подписка»), но по мере устаревания (через месяц после выхода) доступ к номерам становится свободным.

Обратите внимание, что раздел «Подшивка», где можно найти все архивные номера «КАЛАШНИКОВА», будет наполняться постепенно и на протяжении этого времени мы сохраняем доступ к старой версии сайта.

Надеемся, что с нами будет интересно!

Редакция журнала «КАЛАШНИКОВ»

Фирменные приложения, доступные для установки в Google play и App Store, обеспечивают возможность покупки отдельных номеров «КАЛАШНИКОВА», квартальной, полугодовой и годовой подписки, а также совершенно бесплатный просмотр устаревших номеров.

ООО «Азимут», 191028, Санкт-Петербург, а/я 28 
+7 (812) 380 92 18
 info@kalashnikov.ru  

ООО «АЗИМУТ»

ИНН 7813123393 КПП 784201001

Р/с 40702810455040005418
В Дополнительном офисе № 9055/01945 Северо-Западного банка
ОАО Сбербанка России.
К/с 30101810500000000653
БИК 044030653

Юридический адрес:
191123, г. Санкт-Петербург, ул. Фурштатская д.33,
пом. 10 Н
Адрес для корреспонденции:
191028, г. Санкт-Петербург, а/я 28
ОГРН 1037828010252
ОКАТО 40298564000 ОКПО 52147669 ОКВЭД 58.14
ОКФС 16 ОКПФ 65

Похожие статьи