Так получилось, что тему, посвященную созданию и развитию отечественных приборов бесшумной и беспламенной стрельбы, начатую на страницах нашего журнала Ю.А. Пономаревым, пришлось развивать мне. С тех пор я периодически публикую сведения о разработке и производстве отечественных ПБС, в частности — глушителях типа «Брамит». Последняя моя статья, посвященная глушителю типа СГ-ДП для ручного пулемета ДП, была опубликована в восьмом номере «КАЛАШНИКОВА» за этот год. Я думал, что в ближайшее время новой информации по данной теме не появится и переключился на изучение других вопросов. Но жизнь иногда сама направляет нас на пути, которые выводят к неожиданным находкам. Так получилось и в этот раз.
Недавно мне удалось обнаружить новую информацию о выпуске ПБС типа «Брамит» еще в самом начале войны, с августа и до конца 1941 года. Где, когда и сколько было выпущено этих глушителей. Нашлись данные и о спецпатронах к «Брамитам» (в 1941 году они назывались «Патроны винтовочные «Сокол») с точными данными о параметрах их снаряжения и спецокраски, а также сведения об объемах и динамике выпуска этих патронов во второй половине 1941 года. На «вкусненькое» нашлось и оригинальное Наставление на глушитель «СГ-ДП»! Этот документ датирован ноябрем 1941 года и напечатан на печатной машинке в количестве всего 4 экземпляров, 3 из которых, судя по записи на последней странице, были «уничтожены путем сожжения». Уникальное, единственное в своем роде издание…
Ну и в заключение. Судя по некоторым данным, содержащихся в обнаруженной информации, причастность И.Г. Митина к разработке глушителя СГ-ДП находит все больше подтверждений, хотя пока еще косвенных.
В ближайшее время постараюсь обобщить свои документальные находки в полноценную статью и опубликовать её в журнале «Калашников».
ДОПОЛНЕНИЕ
P.S. Последнее время у меня создалось впечатление, что тема «Брамитов» просто неисчерпаема. Появились данные о глушителях звука выстрела для пулеметов Максим, разработанным и середине 1942 года! Сведения о них тоже войдут в планируемую статью.