Современное армейское стрелковое оружие является достаточно утилитарной вещью. Его дизайн направлен на удовлетворение эргономических требований, технологичности, функциональности, модульности и т.д., и полностью избавлен от художественных изысков. Но так было не всегда. Вплоть до начала 1940-х гг. ручное стрелковое оружие большинства стран мира имело привлекательный облик, в котором был заметен хороший вкус и определённый стиль.
Особенно это хорошо видно по оружию, разработанному в конце XIX в. При его изучении невольно приходит мысль, что конструкторы наслаждались возможностями металлообрабатывающего оборудования и не скупясь использовали их для воплощения своих смелых фантазий, причём как в конструкции, так и во внешнем облике.
Не осталась в стороне и наша страна. На фото 1 представлен пример такого оружейно-художественного творчества в виде рукоятки затворной рамы на опытной 7,62-мм автоматической винтовке Дегтярёва 1925 г. На фото 2 — дульная часть с основанием мушки и мушкой 7,62-мм самозарядной винтовки Дегтярёва 1928 г. В обоих случаях поражает совершенно ненужная сложность исполнения этих элементов оружия. Что двигало конструктором — теперь уже не узнать, но от всех этих оружейных «завитушек» конструкторов всего мира отучила Вторая мировая война.
А в рукоятке затворной рамы с фото 1 явно не хватает одной детали. Шарика внутри! Тогда данное произведение искусства приобрело бы законченный вид.