Как стать звездой

Артистическое фехтование в России уже довольно давно (с 2008 года) является дисциплиной вида спорта фехтование. С непривычным соседством нового спортивного направления, которое впервые за сто с лишним лет потеснило гегемонию шпаги, рапиры и сабли, постепенно познакомились, свыклись и смирились многочисленные спортивные ведомства…

Сегодня дело обстоит таким образом, что Чемпионаты России по арт-фехтованию министерство спорта вносит в официальный календарный план, Федерация фехтования России выделяет деньги на проведение соревнований, а победители получают заветные спортивные звания. И вот тут-то, на этапе выявления победителей и распределения наград, возникает непонимание. Причём не со стороны министерств и ведомств, а со стороны самих участников, тренеров и руководителей команд, которые не всегда способны понять, по каким критериям производится судейство, каким требованиям должна отвечать боевая хореография и какие именно детали исполнительского мастерства одного фехтовальщика делают чемпионом, а другого, не менее подготовленного, относят, к примеру, на восьмое место.

Столкнувшись с целым букетом внутренних противоречий, многие российские команды просто покинули арену борьбы новой спортивной дисциплины. И это — печальная тенденция. Потому что среди этих многих были и есть действительно сильные, интересные конкурентоспособные коллективы. Но для того чтобы побеждать в арт-фехтовании, недостаточно быть хорошим фехтовальщиком и актёром, хотя именно из этих качеств складывается мастерство арт-фехтовальщика.

Выступление в стиле арт-фехтования на открытии Кубка мира «Рапира Санкт-Петербурга». 2015 г.

Для начала нужно понять, что арт-фехтование в действительности очень многообразно. Существуют различные национальные федерации этого вида спорта, со своими взглядами, принципами и правилами, существуют не спортивные, фестивальные направления этого искусства. Но если мы говорим об арт-фехтовании именно как о дисциплине спортивного фехтования и именно в России, приходится учитывать все существующие спортивные требования и условия. Причём как для победы, так и для участия в соревнованиях по арт-фехтованию вообще.

Знание всех правил важно не только для участников соревнований, но и для профессиональных зрителей. Во всяком случае владея вопросом, зная все законы спортивного арт-фехтования, смотреть выступления спортсменов намного интереснее, и я бы даже сказал, полезнее.

Собственно, эту статью я бы адресовал не только арт-фехтовальщикам или тем, кто собирается примкнуть к этому интересному фехтовальному направлению, но и профессиональным зрителям, число которых, по всем законам развития молодого вида спорта, должно неуклонно возрастать.

В артистическом фехтовании выделяется восемь номинаций:

  • упражнение «соло» (солокомпозиция);
  • упражнение «группа»;
  • дуэт — античность;
  • дуэт — от XVI века;
  • дуэт — свободный стиль;
  • группа — античность;
  • группа — от XVI века;
  • группа — свободный стиль.

Одно из первых условий, которые должны соблюдать спортсмены, — правильный хронометраж. Причём к хронометражу относится как общее время выступления, так и время, непосредственно посвящённое фехтовальной практике. Именно поэтому за действиями исполнителей следят сразу два хронометриста.

В номинации соло — общее время выступления не более двух минут, а время фехтовальной практики (демонстрации фехтовальной техники) — не менее 1 минуты и 20 секунд. Упражнение «группа» (оригинальный формат групповой демонстрации техники) занимает две с половиной минуты, из них две отводится на фехтовальную практику. В дуэте общее время ограничивается четырьмя минутами, а время чистого поединка — не меньше двух. Самое продолжительное время предусмотрено в номинации группового боя. Там на весь номер отводится шесть минут. И из них три с половиной минуты должны быть посвящены фехтованию.

Для меня лично, кстати, ограничения по хронометражу представляют особенную трудность. Мне всегда не хватает времени. Особенно — в сольном выступлении. Уложить в две минуты сюжетную завязку, кульминацию и развязку, а внутри этой истории поместить полноценную хореографию поединка с воображаемым противником — задача сложная. Но в этом и заключается одна из граней мастерства арт-фехтовальщика.

Постановка боя на длинных мечах

В процессе самого выступления судьи оценивают каждый номер по целому ряду показателей, среди которых отдельно рассматриваются технический и артистический аспекты. К технике относятся, в частности, такие параметры как базовая техника, мастерство, безопасность и слаженность действий, сложность композиции, общий уровень и репертуар боевых действий. В свою очередь, оценка за артистичность исполнения складывается из артистизма, выразительности, композиционного построения и общего впечатления, оригинальности идеи, оформления постановки, костюма… Целый набор факторов, и только следование им всем может обеспечить победу. Может, но не гарантирует. Потому что при оценке номера большую роль играет также общее впечатление, законы которого относятся скорее к невыразимой области искусства — режиссуры, исполнительского мастерства и т.д., нежели к математическому подсчёту очков.

Кстати, в первые годы существования артистического фехтования в России такой фактор, как общее впечатление, выраженно доминировал. Для победы на первых чемпионатах достаточно было сделать яркое, динамичное шоу, впечатление от которого запросто могло скрыть и недостатки фехтовальной техники, и недостаточность времени боевой хореографии…

Однако современное судейство предъявляет более жёсткие требования к фехтовальному содержанию номеров. И это, несомненно, правильно. А главное, требования по хронометражу и техники не отменяют возможности для создания большого впечатляющего шоу. Таким образом, соединение шоу и техники тоже стоит отнести к настоящему мастерству в мире арт-фехтования.

Одним из интересных слагаемых победы в арт-фехтовании может послужить такая неожиданная деталь номера как костюм. Опять же, говоря о первых годы российского арт-фехтования, можно вспомнить, как в эту начинающуюся дисциплину устремились любители исторической реконструкции. И многие из них искренне полагали, что обладание аутентичным историческим костюмом или доспехом обеспечит им завоевание призовых мест. На самом же деле аутентичность сценического костюма вообще не играет роли в артистическом фехтовании. Костюм в этом виде спорта является (или, по крайней мере, должен являться) результатом деятельности художника, а не историка, подобно тому, как создаются костюмы для театра или эстрадных шоу. Это не означает, что костюм исполнителя может вообще не соответствовать выбранной эпохе, однако приоритетными критериями здесь является, в первую очередь, выразительность образа, а также смысловая нагрузка, художественное соответствие сценографии, удобство и безопасность исполнителей и т.д.

Ещё один фактор, пришедший в арт-фехтование из мира театра, — сюжет. Создание сюжета — дело серьёзное и непростое. Конечно, можно просто использовать готовый сценарный шаблон без претензий на оригинальность. Но тогда можно недобрать нужное количество баллов. А в спорте, как известно, каждый балл (сантиметр, грамм, секунда) зачастую играет решающую роль.

Арт-фехтование в Петергофе на «Балу золотых медалистов»

А вот из спортивного фехтования, в его артистической ипостаси, главенствует техника. Причём в её классическом варианте — с идеально правильными позитурами, безупречной последовательностью движений, чёткими позициями оружия.

А признаком, объединяющим театр и спорт в дисциплине арт-фехтование, пожалуй, является боевая хореография. Насыщенная, логичная, разнообразная, интересная, безопасная, эффектная, стилистически точная… По-хорошему, создание такой хореографии — отдельная профессия. Специалистов-постановщиков фехтовальных сцен, которые действительно способны создавать боевые шедевры в кино и театре, — единицы. Наверное, было бы правильно именно таких специалистов привлекать к созданию постановок, оставив исполнителям лишь «шлифовать» готовую партитуру своим физическим мастерством.

Впрочем, если вдуматься, артистическое фехтование вообще коллективный вид деятельности. Ведь очевидно, что и во всех остальных областях выразительности лучше привлекать узкоспециализированных специалистов. Сценография и эскизы костюмов — работа художника, изготовление костюмов, реквизита и оружия — мастеров костюмеров, реквизиторов, оружейников, сценарий номера создаёт драматург, хореографией занимается постановщик, общее руководство — задача режиссера…

Думается, что дальнейшее развитие артистического фехтования будет связано именно с развитием вот таких вот вспомогательных профессий, которые, собственно, и формируют образ и то мастерство, воплощаемое на сцене исполнителем. А пока, как и положено молодому виду спорта, арт-фехтование требует от своих адептов, помимо фехтовального мастерства, довольно много навыков и умений.

И это по-своему интересно.

P.S. Автор статьи принимал участие в Чемпионате России по артистическому фехтованию в Санкт-Петербурге. Сергей Мишенёв выступил в двух дисциплинах — солокомпозиция и дуэт — свободный стиль и в обоих завоевал золотые медали, став двукратным чемпионом России.

Оставьте комментарий первым

Оставить комментарий