История «орла»

История модели Государственного герба Российской Империи из фондов Центрального Военно-морского музея (ЦВВМ)

Среди многообразия предметов оружейного фонда Центрального военно-морского музея находится удивительная деревянная модель Государственного герба Российской Империи (орла), поверхность которого украшена деталями стрелкового оружия с кремнёвыми замками.

Основу модели Гербового орла составляет деревянный каркас длиной 306 см и шириной 162 см, состоящий из крыльев, двух орлиных голов на изогнутых шеях и двух лап. Правая лапа удерживает факел, а левая — лавровый венок. В центральной части «орла» размещён деревянный медальон с изображением Святого Георгия Победоносца, восседающего на коне и поражающего пикой распростёртого на земле дракона.

В 1997 г. Центральный военно-морской музей располагался в здании «Биржи». Там, в подвальном помещении и был обнаружен «орёл», представлявший собой удручающее зрелище

В нижней части каркаса изображён деревянный резной хвост. На верхнем выступе каркаса (между двух голов орла) размещена деревянная корона, поверхность которой украшена изображением оружейных спусковых крючков и пуль диаметров: 11, 17,3 и 26 мм. Перьевое покрытие «орла» осуществлено облицовкой поверхности крыльев боевыми пружинами, спусковыми крючками и замочными досками от кремневых замков тульского, сестрорецкого и английского (фирма Tоwer) изготовления.
Орлиные шеи украшены спусковыми крючками, а имитация орлиных голов с языками выполнена с помощью элементов ружейных замков. В центральной части орла размещён медальон с изображение конного всадника, который своим копьём поражает дракона. Медальон окантован спусковыми крючками и курками от кремневых замков. Лапы «орла» также покрыты оружейными спусковыми крючками и пружинами. Пальцы орлиных лап декорированы ружейными антабками и витками проволоки. Деревянные детали орла тонированы в воронёный цвет, а металлические элементы покрыты бесцветным лаком. Лавровый венок, факел, крест на короне и орлиные клювы покрыты позолоченной краской.
Какова же история моделей орла из фондов ЦВММ?
В начале ХIХ столетия в странах Европы возродился всеобщий интерес к античному прошлому. Ещё во времена Римской империи традиционным атрибутом Зевса-громовержца было изображение геральдической фигуры орла с пучками молний-перунов в качестве символа верховной власти. Орёл с перунами вошёл в российскую геральдику путём его заимствования из прусских воинских знамён во времена Фридриха Великого. В 1800 г. Павел I внедрил изображение орла в государственную геральдику и в воинскую символику российской армии и флота.
Тенденция к созданию в России моделей государственной символики стала реализовываться с конца ХVIII столетия. В отечественной истории сохранились сведения об использовании подобных моделей в праздничные дни. В настоящее время в Гатчинском дворце-музее сохранились тематические альбомы и описания подобных интерьеров. В их фондах имеются изображения императорского вензеля Павла I (акварель Э. Гау. 1880 г.) и различные композиции, созданные из конструктивных элементов ручного оружия. Для убедительности следует привести ещё один пример. В 1887 г. Александр III вместе с императрицей Марией Федоровной и сыновьями Николаем и Георгием, совершая путешествие из Новочеркасска в Петербург, сделали остановку в Туле, где посетили Тульский оружейный завод. Там император был встречен начальником оружейного завода генерал-лейтенантом Бестужевым-Рюминым. Над входом на территорию завода Александр III увидел закреплённый на фасаде свой вензель, который был создан заводскими мастерами из оружейных деталей. Помимо императорских вензелей во многих армейских воинских частях широко практиковалось украшение фасадов штабных зданий гербами Российской Империи. Эти гербы имели деревянную основу, на которой были закреплены детали с устаревших и списанных образцов клинкового оружия.

При императоре Николае I на государственном гербе изображались два первых типа двуглавого орла. В начале ХIХ века использовался герб с опущенными крыльями, позже стали изображать орлов с поднятыми крыльями. При этом, на крыльях орла наносились изображения щитов с титульными гербами княжеств России. Третья разновидность Государственного герба Российской империи была утверждена в конце XIX века.

На кораблях флота в предпраздничные дни также создавались модели императорских вензелей и гербов Российской Империи. В отличие от армейских частей, на кораблях и во флотских береговых частях экспонирование подобных оружейных конструкций носило не постоянный, а кратковременный характер. Это объяснялось тем, что модели орлов создавались не из списанного, а из боевого комплекта табельного стрелкового оружия, которое после праздников вновь возвращалось к своим владельцам. Например, в 1875 году, при посещении Нью-Йорка фрегатом «Светлана», где участвовал и великий князь Алексей Александрович, при подготовке судна к приёму американских гостей, была создана оружейная экспозиция из табельных револьверов, шомполов и патронов. Эта экспозиция представляла собой широкомасштабную модель Российского Императорского герба. Созданная корабельным коллективом экспозиция вызвала у гостей всеобщее восхищение. Аналогичные украшения создавались командами и на других кораблях Российского флота. Практика создания таких экспозиций завершилась лишь в годы революции.
Подобный государственный герб России сохранился и в фондах Горного музея. Основой этого орла служил кожаный медальон овальной формы, на котором закреплены кинжалы, ножи, клинки, ружейная картечь и винтовочные патроны. Из этих элементов было создано прекрасное и оригинальное изображение герба Российской Империи. Отметим, что форма крыльев этого двуглавого «орла» и его вензель соответствуют эпохе императора Николая II. Вызывает восхищение высокое качество модели Российского герба, изготовленной из клинков дамасской стали кинжалов и ножей.
В 1997 г. сотрудники Центрального военно-морского музея в подвальном помещении оружейного фонда в здании «Биржи» обнаружили аналогичного «Орла». Он висел под потолком на гвоздях, а его внешний вид никак не соответствовал гордому названию «орёл». Сгнившая и местами разваливающаяся деревянная основа представляла собой жалкое зрелище. Значительная часть элементов этого орла валялась внизу на цементном полу. Общими усилиями «орёл» из «поднебесья» был спущен вниз и осмотрен.
Осмотр модели выявил печальную картину. Деревянная основа модели почти развалилась. Была утрачена значительная часть фрагментов орла. Железные элементы модели существенно корродированы. Крест на короне в верхней части «орла» утрачен. На короне и на орлиных клювах обнаружены сколы. Медальон с изображением Святого Георгия Победоносца, расположенный в центре модели, раскололся по центру, а его кромки испещрены многочисленными трещинами и сколами. Крылья модели орла потеряли жёсткость, а их отдельные части еле удерживались на своих местах. Отсутствовала левая лапа «орла» и детали, которые она должна была держать в своих когтях. Правая лапа, хотя и сохранилась, но была пуста. С крыльев, лап и короны исчезла значительная часть их металлической облицовки. В довершение ко всему изложенному, в учётных документах Гербовый орёл оказался списанным. Никаких документов с изложением истории этого предмета в секторе учёта обнаружено не было. В инвентарной книге учёта значилось, что на наружной поверхности «орла» закреплены детали от кремневых замков японского стрелкового оружия. При детальном осмотре всех остатков модели орла, нами не было обнаружено ни одного элемента японского происхождения.
Предстояло выяснить историю «орла» и осуществить реставрацию при весьма ограниченных финансовых возможностях музея. В работу включились лишь одержимые музейные энтузиасты. Работа началась с поиска ответов на вопросы:
1. Кто, когда и для какой цели изготовил орла, где он находился ранее?
2. «Орёл» российский, при чём здесь элементы японских ружей?
3. Каков был его первоначальный облик?
4. Где и каким образом можно раздобыть значительное количество утраченных элементов старинных ружейных замков?
5. Кто из музейных реставраторов способен выполнить эту работу?

Модель орла из фондов Златоустовской оружейной фабрики

Модель орла из фондов Горного музея в Петербурге

Наиболее простым оказался второй вопрос.
Во-первых, в Японии за всю её историю никогда не было стрелкового оружия с кремневыми замками. У них на стрелковом оружии были только фитильные, а за ними капсюльные замки. Во-вторых, после снятия коррозии с металлических замочных досок на их поверхностях обнаружились названия отнюдь не «японских» городов-изготовителей, а «Тула», «Сестрорецк» и «Тоwer».
Ответы на последующие вопросы пришлось искать в архивах и в справочной литературе.
Вскоре удалось обнаружить сведения о том, что в центральном вестибюле Кронштадтского оружейного арсенала в 1880-х годах висели две модели герба Российской империи. Было выяснено, что ранее они размещались на наружных стенах здания арсенала. У коллекционеров были обнаружены почтовые открытки с изображением здания арсенала, на двух сторонах которого просматривались тёмные очертания «орлов». Установлено, что строительство арсенала Кронштадтского военного порта началось в 1829 году. Форма и очертания крыльев «орла» соотносились с этим временным периодом. Можно предположить, что «орёл» был изготовлен к открытию арсенала и размещён на фасаде его здания. Известно, что в результате массовой сдачи с кораблей устаревших английских ружей в период 1838–1840 гг. и начавшейся на флоте частичной замены кремневых замков ударно-капсюльными отечественного производства в арсеналах скопилось значительное количество устаревшей техники. Возможно, тогда и произошла первая реставрация деревянной основы «орла», совмещённая с облицовкой наружной поверхности его элементами ружейных замков. При этом на орлиных шеях были художественно размещены спусковые крючки ружейных замков. Имитация перьев на крыльях была достигнута с помощью замочных досок и боевых пружин. Для украшения императорской короны были использованы свинцовые пули, а также губки и стяжные болты от кремневых курков. Имитацию перепонок на пальцах орлиных лап выполнили с помощью ружейных антабок. Старинная почтовая открытка, датированная 1880-ми годами, с изображением здания арсенала и закреплёнными на его фасаде «орлами» была предоставлена коллекционером Леонидом Ильясовичем Амирхановым. Как показал внимательный осмотр деревянной основы «орла», нижние кромки крыльев и хвоста оказались прогнившими, что привело к их частичной замене. По всей вероятности, тогда же произошла очередная реставрация «орла» с креплением на его тыльной стороне продольной металлической полосой. В процессе чистки этой полосы от коррозии было обнаружено фирменное клеймо «Морского ведомства» (якорь адмиралтейского типа), введённое приказом генерал-адмирала Российского флота за № 51 от 26.04.1873 г. Можно предположить, что после этой реставрации «орёл» был перемещён с открытого воздуха в вестибюль центрального здания, где он благополучно находился до 1912 года. 12 мая 1912 г. управляющий Морским ведомством распорядился передать в фонды Морского музея (накладная № 137 от 16 мая 1912 г.) двух «орлов», один из которых был изготовлен из меди. Местонахождение последнего установить так и не удалось. Что касается деревянного Российского Императорского герба (Орла), облицованного деталями ружейных замков, то его судьбу после 1917 г. предсказать не так уж сложно. Хранение «орла» во времена советской власти в подвале на протяжении 80 лет сделало свое чёрное дело.
В реставрационных работах принимали участие сотрудники Реставрационно-художественной мастерской ЦВММ В. Кузнецов, Е. Фролов, Б. Фёдоров и П. Баев. Реставрация центрального медальона «орла» с изображением Святого Георгия Победоносца выполнена с высоким качеством мастерами-реставраторами Русского музея А. Кондратьевой и А. Деревенсковым. Их работа была рассмотрена и одобрена Реставрационными советами Русского и Центрального военно-морского музеев. Своё высокое мастерство, энтузиазм и бескорыстие эти реставраторы посвятили трёхсотлетнему юбилею Санкт-Петербурга. Внешний вид восстановленного «орла» превзошёл все ожидания.
Таким образом, работа по восстановлению облика «орла» была завершена и принята Реставрационным советом ЦВММ с отличной оценкой в декабре 2003 г. В завершение статьи автор ещё раз высказывает слова благодарности Анне Кондратьевой, Александру Деревенскову, Виталию Кузнецову, Евгению Фролову и Павлу Баеву за их золотые руки, которые спасли для истории и потомков это рукотворное чудо.

P.S. Подобные модели Гербового орла Российской империи также сохранились до наших дней в фондах Горного музея и на Златоустовской оружейной фабрике. Однако следует отметить, что наружная поверхность этих моделей украшена фрагментами не стрелкового, а клинкового оружия.

Оставьте комментарий первым

Оставить комментарий