Искусство с ловкостью владеть…

iskuss4_k

Чемпионат России по арт-фехтованию в Санкт-Петербурге.

Зародившись в 60-е годы, артистическое фехтование неспешно дрейфовало по Европе, проявляясь в разных странах в различных формах. В какой-то момент форму спортивного соревнования полностью монополизировала Франция, проводя собственные турниры вплоть до чемпионатов мира…

Первый крупный международный турнир по арт-фехтованию за пределами Франции состоялся в 2006 г. в Берлине. Именно тогда в этой оригинальной дисциплине появились новые имена мастеров из Норвегии, Чехии, Германии, Италии, России…

Россию представили две команды: московская и питерская. С этого момента артистическое фехтование как вид соревновательной деятельности появилось и в нашей стране. С 2008 г. эта дисциплина стала официальным видом спорта с правом присвоения спортивных званий. И с этого же года Федерация артистического фехтования России (первоначально — отделение артистического фехтования при Федерации фехтования России) проводит регулярные чемпионаты страны, привлекая спортсменов нового вида спорта практически из всех российских регионов.

Пожалуй, к началу 2016 г. на карте отечественного артистического фехтования зияло только одно «белое пятно» — Санкт-Петербург. И это несмотря на то, что ровно десять лет назад именно фехтовальщики из нашего города (Сергей Мишенёв и Галина Чернова), наряду с москвичами, были первыми россиянами на легендарном (теперь, пожалуй, можно уже так говорить) берлинском турнире 2006-го…

Но прошедшей весной ситуация изменилась. Мы уже писали о том, что теперь и в Санкт-Петербурге существует региональное отделение Федерации артистического фехтования (ФАФ) России. А ответственная организация, взявшая на себя управление этим отделением, — Международная академия фехтовальных искусств.

Но если прочие фехтовальные искусства более или менее известны — спортивное, историческое, национальное фехтование, что называется, на слуху, — то арт-фехтование для широкой общественности нашего города по-прежнему остаётся довольно непонятным явлением. Несмотря на официальный статус.

Уже не раз на различных пресс-конференциях нам приходится отвечать на один и тот же вопрос: чем же, собственно, артистическое фехтование отличается от спортивного?

По-хорошему отвечать на этот вопрос следует развёрнуто. Но сначала я бы отметил, что подобная формулировка вообще несколько некорректна. Поскольку артистическое фехтование с 2008 г. является полноценным (реестровым) видом спорта, то от «спортивного» фехтования оно вообще не отличается. Оно им является.

Выступление Сергея Мишенёва и Галины Черновой на легендарном турнире по арт- фехтованию в Берлине, 2006 год. Номер «Женская уловка» (Робин Гуд)

Выступление Сергея Мишенёва и Галины Черновой на легендарном турнире по арт-фехтованию в Берлине, 2006 год. Номер «Женская уловка» (Робин Гуд)

Поэтому, говоря о спортивном фехтовании и подразумевая при этом спортивные поединки на шпагах, рапирах или саблях, теперь уместнее использовать прилагательное «олимпийское». То есть с официальной точки зрения Всероссийского реестра видов спорта (ВРВС), мы можем говорить о спортивном фехтовании олимпийском и артистическом. «За бортом» этого реестра остаётся множество видов боевых искусств с оружием: классическое фехтование, историческое, сценическое, различные национальные виды… Отсутствие того или иного вида фехтования в ВРВС не делает его менее достойным или интересным, однако сегодня речь не об этом.

Итак, определившись со «спортивностью» артистического фехтования, попробуем разобраться в его сути. «Фехтование есть искусство наносить удары, не получая таковых», — эта известная формулировка Мольера вполне подходит для определения олимпийского фехтования. Однако применить её к артистическому фехтованию при всём желании невозможно. Поскольку одной из граней мастерства арт-фехтовальщика является именно умение не наносить удар. При условии сохранения всех фундаментальных признаков фехтовальной техники.

Эти условия кажутся несовместимыми лишь на первый взгляд. На самом деле технологии условного поражения условного противника разработаны уже давно и успешно применяются в сценическом фехтовании в театрах всего мира. В арт-фехтовании такая технология возведена в ранг спортивного правила, и за её соблюдением тщательно следит целая судейская бригада: четыре арбитра по технике и четыре по артистизму.

iskuss2_kЗадача спортсменов в этом виде фехтования — исполнить заранее поставленный сценический номер, основным хореографическим материалом для которого являются движения из арсенала фехтовальных школ. То есть единоборства противников как такового здесь нет. Есть взаимодействие партнёров, создающих условный фехтовальный поединок, групповой бой или пластическую композицию.

Стоит отметить, что несмотря на отсутствие противника, арт-фехтование всё равно стоит признать одним из видов боевых искусств. Или, по крайней мере, одним из его граней. Для сравнения, во многих развитых боевых искусствах постановочный поединок как один из путей развития и совершенствования бойца присутствует. Таково, например, китайское у-шу. В некоторых его видах по постановочным боям (как с оружием, так и без него) также проводятся спортивные соревнования. Обязательная постановка боя является частью современного направления спортивно-боевых единоборств кобудо.

Между прочим, перекличка с восточными боевыми искусствами усматривается не только в идее постановочного боя. Отчётливая аналогия возникает при сравнении одной из номинаций арт-фехтования — соло-композиции — с таким глубоко традиционным явлением боевых искусств как комплекс формальных упражнений («ката» в Японии, «таолу» в Китае, «пхумсэ» в Корее и т.д.)

По своей сути ката являются квинтэссенцией техники той или иной школы боевых искусств. Одновременно с этим, ката можно рассматривать и как эталон техники для подражания и изучения. И по ката, кстати, тоже проводятся международные соревнования.

Соло-композиция в арт-фехтовании по некоторым признакам тоже похожа на формальное упражнение. Во всяком случае, по признаку воображаемого боя с воображаемым противником. И хорошую соло-композицию тоже вполне можно рассматривать как эталон фехтовальной техники. Но и соло-композиция, и другие номинации арт-фехтования имеют собственный отчётливый признак, предъявляющий к этому спорту особые требования. Этот признак — театральность. Составляющая театра в арт-фехтовании огромна. Поэтому в арсенале настоящего арт-фехтовальщика занятия по актёрскому мастерству соседствуют с тренировками по владению оружием, а роль режиссёра в постановке номера не менее важна, чем роль тренера.

Таким образом, артистическое фехтование можно сравнивать не только со многими другими боевыми искусствами, но и, к примеру, с таким видом спорта как фигурное катание, где номер является результатом совместной работы режиссера, хореографа, художника, тренера и, собственно, исполнителя. И в такой системе координат союз родственных видов «арт-фехтование — олимпийское фехтование» можно наглядно сравнить с тандемом «фигурное катание — конькобежный спорт».

В довершении всего сказанного стоит подобрать для арт-фехтования более универсальное определение. Поскольку формулировка Мольера («наносить удары, не получая таковых»), как мы видели, годится лишь для олимпийской ипостаси этого искусства, обратимся к отечественному авторитету, Ивану Ефимовичу Сивербрику. И его определение: «Фехтование есть искусство с ловкостью владеть каким-либо ручным холодным оружием… соединённое с красивым положением корпуса во всех позициях» окажется вполне универсальным, одинаково применимым и к олимпийской, и к артистической форме нашего искусства. Или, что не менее верно, — нашего спорта!

А спортивная составляющая арт-фехтования с первых же недель появления санкт-петербургского регионального отделения Федерации артистического фехтования России сразу же заявила о себе во весь голос.

iskuss3_kИ вот уже 27 ноября в нашем городе состоится девятый Чемпионат России по артистическому фехтованию. Причём в Санкт-Петербурге это вообще первый чемпионат по арт-фехтованию. И сразу — с таким высоким статусом.

Ответственная за проведение ЧР организация — Международная академия фехтовальных искусств уже давно практикует артистическое фехтование как в нашей стране, так и за рубежом.

Местом проведения выбран роскошный концертный зал Государственного университета кино и телевидения, который не просто соответствует всем требованиям регламента чемпионата, но и превосходит их.

Для победителей во всех номинациях заказаны эксклюзивные медали с символикой чемпионата, которую разработал известный питерский художник Илья Жуков.

Ведущим вечера будет актер Сергей Сафронов, известный фехтовальному сообществу ролью де Вальвера в спектакле продюсерского центра «Арт-Питер» «Сирано де Бержерак».

В качестве почётных гостей чемпионат посетят видные деятели спорта и искусства, а из Словакии специально приедет легендарный маэстро исторического фехтования Петер Коза, который, по нашей просьбе, проведёт мастер-класс «Практическая история фехтования».

Одним словом — очередной чемпионат России будет интересным и насыщенным, а чтобы он стал как можно более доступным и заметным, проход зрителей будет совершенно бесплатным. И таким образом 27 ноября 2016 г. несомненно войдёт в историю фехтования Санкт-Петербурга как огромное культурное событие, открывающее для всех нас новый вид прекрасного и многогранного боевого искусства.

Оставьте комментарий первым

Оставить комментарий